Английский с пеленок: 15 интересных фактов об изучении иностранного языка

Чтобы знания не заканчивались фразой "London is the capital of Great Britain"...
15 августа2002
'Английский с пеленок: 15 интересных фактов об изучении иностранного языка'

in.ck.ua узнал у Светланы Задворной, кандидата педагогических наук и основательницы учебных курсов "Лингвакон", почему важно начать изучение английского языка в 3-4 года, и что будет, если этого не сделать.

Светлана Задворная – разработчик учебной программы по английскому языку для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Система обучения, которую применяют на курсах "Лингвакон", отличается от традиционной. Теоретические основы этой системы разработала профессор ЧНУ им. Богдана Хмельницкого Светлана Жаботинская, которая исследует связь между языком, мышлением и мозгом.

Система преподавания ориентируется на нейрокогнитивные особенности обучения иностранному языку детей и взрослых. Здесь не учат алфавит, грамматические правила и длинные перечни слов. Всю грамматику здесь уместили в компактную схему. Стоит понять и усвоить принцип ее работы – и у ребенка уже никогда не будет проблем с английским.

Начинайте изучать иностранный язык как можно раньше

Каждый человек рождается со "встроенной" в мозг программой, предназначенной для работы с языком. Но активация этой программы возможна лишь при условии погружения ребенка в языковую среду. Такое погружение должно произойти до определенного возраста. Для родного языка этот период является критическим, для второго языка и других языков – сенситивным. Это возраст до 10-12 лет. В это время в головном мозге формируются нейронные сети – тот инструмент, с которым в дальнейшем работает мозг. Чем лучше сформированы нейронные сети, особенно в детстве, тем более мощным будет мозг.

Если вы на некоторое время забросите изучение языка, а затем возобновите занятия – эффект будет. Если же вы не учили иностранный язык в детстве, а потом во взрослом возрасте захотели его выучить – процесс будет тяжелым и продолжительным, поскольку в сенситивный период не сформировались соответствующие нейронные сети.

Ребенок будет говорить без акцента, если изучит фонетику до 5 лет

Сенситивным периодом для усвоения фонетики (звуков, произношения) является возраст до 5 лет. В это время ребенок различает звуки разных языков и может их воспроизвести. Такие дети будут говорить на иностранном языке без акцента. После 5-летнего возраста малыши воспринимают звуки только одного языка – родного.

Учите звуки, а не буквы

С детьми мы учим прежде всего звуки. В английском языке одна буква может передавать несколько звуков, в зависимости от букв, которые стоят рядом. Как ребенок выговаривать слово "cat", ведь первая буква – это буква "ci" в алфавите. Или же как правильно читать слова с буквой "h", если в алфавите она произносится как "eitʃ". Эта буква дает звук "х", как в слове “hen”, или вообще не дает никакого звука, как в словах “what, why”. Так же с другими звуками. Маленькому ребенку очень трудно разобраться в таких тонкостях. Зато выучив звуки и их сочетания, он сможет говорить, читать и писать.

Английский с пеленок: 15 интересных фактов об изучении иностранного языка
Английский с пеленок: 15 интересных фактов об изучении иностранного языка

До 12 лет грамматические конструкции усваиваются подсознательно

Сенситивным периодом для усвоения грамматики является возраст до 10-12 лет, когда ребенок различает и запоминает синтаксис разных языков. Поэтому в это время нужно учить не отдельные слова, а предложения в связанной речи. Если до этого возраста ваш ребенок не усвоил грамматику, он часто будет допускать ошибки. От них можно избавиться только благодаря длительному пребыванию в естественной языковой среде. Но в наших условиях это невозможно: ребенок выходит с занятий и попадает в привычное украино- или русскоязычное окружение.

Погружайте детей в языковую среду

Грамматика – это страшный сон всех школьников. В наших образовательных учреждениях обычно требуют заучивания грамматических правил. Их объясняют либо в рамках темы, которая абсолютно не подходит для конкретной грамматической структуры, либо вообще отдельно от основной разговорной темы. На курсах "Лингвакон" мы не учим грамматические правила, а погружаем детей в тематически направленную речь при помощи игр, видео- и аудиоматериалов (мультфильмы, песни, стихи).

Такое погружение является целевым: в речи на конкретную тему усваиваются не любые, а лишь определенные, связанные между собой, речевые структуры. Тему "семья" лучше всего обслуживает один грамматический материал, тему "путешествия" – другой. Так ребенок намного легче усваивает информацию. Заучивание грамматических правил не имеет смысла, надо понимать основы.

Английский с пеленок: 15 интересных фактов об изучении иностранного языка
Английский с пеленок: 15 интересных фактов об изучении иностранного языка

Слова можно учить и в 9 лет, и в 90 лет

Для изучения слов сенситивного периода нет. Слова можно учить в любом возрасте. Если ты знаешь, как построить предложение и понимаешь законы функционирования языка, возраст для изучения слов вообще не играет никакой роли. Задайся целью – и ты выучишь любое количество слов. Главное – понимать основы и структуры языка.

Слова хранятся в мозгу тематическими полями

Американские нейролингвисты доказали, что слова "физиологически" запоминаются и сохраняются в памяти не случайными списками, а тематическими полями. В них собраны слова, которые обслуживают определенную тему, например, "Семья", "Друзья", "Школа" и т.д. В чем проблема наших учебных заведений? Детям дают большие перечни отдельных слов по определенной теме или вообще слова, абсолютно не связанные между собой тематически. Ребенок учит эти слова по принципу – "заучил, сдал, забыл".

Один человек – один язык, одна ситуация – один язык

В сенситивный период дети одинаково хорошо запоминают и различают различные языки мира. Хотите, чтобы малыш говорил на нескольких языках? Помогите ему. Чтобы ребенок не смешивала языки, следует придерживаться принципа их распределения по носителям или по видам деятельности: "один человек – один язык" или "одна ситуация – один язык".

"Один человек – один язык". Если родители двуязычные, каждому из них следует общаться с ребенком только на одном из языков. Мама говорит на русском, а папа – на украинском. Чтобы ребенок знал оба языка, мама должна говорить с ребенком исключительно на русском, а папа – исключительно на украинском.

"Одна ситуация – один язык". Этот принцип знаком всем: у детей есть язык школы и есть язык семьи. Ребенок знает, что в определенных условиях, например, в стенах школы, я говорю на одном языке, условия меняются – я говорю на другом. Этот же принцип можно использовать и во время семейной игры в настольные игры. Во время этой игры и в этом конкретном виде деятельности мы общаемся исключительно на английском, в других – на родном языке.

Английский с пеленок: 15 интересных фактов об изучении иностранного языка
Английский с пеленок: 15 интересных фактов об изучении иностранного языка

Включайте детям англоязычные мультики и песни на 10-15 минут каждый день

Чтобы ребенок быстрее усвоил информацию, необходимо применять несколько способов восприятия: на слух усваивается 15% информации, зрительно – 25%, а при комплексном подходе – около 65%. Поэтому на занятиях задействуем все способы восприятия информации – аудиальный, визуальный, тактильный. Чтобы ребенку было легче учить язык, включайте англоязычный мультик или песню хотя бы на 10-15 минут ежедневно. Ритмичные песни и мелодии – один из самых эффективных способов изучения слов и правильного произношения.

Лучше сказать неправильно, чем вообще промолчать

Постоянное исправление ошибок в детском возрасте порождает барьеры во взрослом. Лучше не акцентировать внимание на конкретной ошибке, а использовать те виды деятельности, в процессе которых предложение будет звучать несколько раз, но правильно составленное и произнесенное.

Английский с пеленок: 15 интересных фактов об изучении иностранного языка
Английский с пеленок: 15 интересных фактов об изучении иностранного языка

Лучше понемногу, но систематически

Мозг дольше хранит информацию, если есть время для ее обработки. Концепция постепенного обучения работает для людей любого возраста и уровня способностей. Перерывы между занятиями дают время для консолидации новых знаний. Дети забывают 90% того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Наибольший процент “забывания" приходится на первые часы после занятия. Продлить срок хранения информации в памяти можно благодаря ее повторению через определенный промежуток времени.

Знания фиксируются в памяти не в момент обучения, а во время регулярного повторения через определенные промежутки времени. Поэтому чем больше циклов повторения проходит информация, тем лучше она сохраняется в памяти.

Если ребенок играет "в молчанку" – не волнуйтесь, у него адаптационный период

Порой случаются ситуации, когда ребенок не повторяет материал на занятии. Это психологический момент, связанный с периодом адаптации. Для каждого ребенка адаптационный период разный. Малыш наблюдает за группой, оценивает ситуацию, привыкает к новой среде. Во время адаптации он может все время молчать или наоборот вести себя необычно для родителей – кричать, плакать, проявлять агрессию. Адаптация у детей может длиться от 1 до 5 занятий. С возрастом процесс проходит быстрее. В 5-летнем возрасте это обычно 2-3 занятия. Другая ситуация – ребенок ходит на занятия, а дома не говорит на иностранном языке. Родители просят что-то сказать на английском – а он замолкает. Со временем это пройдет – и ребенок "заговорит".

Нужно учитывать темперамент ребенка

Эффективность обучения зависит еще и от того, насколько комфортно ребенок будет чувствовать себя в группе. Застенчивые малыши не смогут спокойно учиться среди очень активных детей. Слабые в знаниях дети могут постоянно молчать среди детей, имеющих высокий уровень знаний или наоборот начинают работать лучше, чтобы быстрее достичь высшего уровня знаний и стать равным с другими. Для решения этой проблемы мы предлагаем пробное занятие. На нем ребенок оценивает ситуацию, а учитель анализирует темперамент и уровень знаний ученика. Если появляются какие-то проблемы, мы рекомендуем перевести ребенка в другую группу.

Английский с пеленок: 15 интересных фактов об изучении иностранного языка
Английский с пеленок: 15 интересных фактов об изучении иностранного языка

Если вы не знаете английский, лучше не "помогать" детям

Многие родители имеют благородные порывы – пойду, сяду, помогу, подучу. Идут, садятся – и учат неправильно. Если вы не знаете английский язык, лучше не "помогать" детям. Затем преподаватели тратят гораздо больше времени, чтобы "переучить" говорить и писать правильно. Если вовремя этого не сделать, ребенок всегда будет колебаться относительно правильного употребления слов и грамматических конструкций.

Другая распространенная ситуация – пытаясь помочь, родители пишут над английскими словами транслит на русском или украинском. Это медвежья услуга: ребенок никогда не запомнит английские буквы, он будет реагировать только на родные буквы.

Оксфордские и кембриджские учебники – для детей, которые живут в англоязычной среде. У нас другая ситуация.

Родители часто спрашивают, почему мы не используем оксфордские и кембриджские учебники. Да, они классные! Но эти книги рассчитаны на англоязычную среду. Некоторым они действительно подходят. Но для большинства детей такие учебники затрудняют восприятие речи. По ним занимаются дети, которые выходят из школы и продолжают дальше разговаривать на английском. Мы же живем в иной языковой среде.

Учебные курсы английского языка "Лингвакон" проводят занятия для малышей (с 2 лет), детей дошкольного возраста (с 4 лет), школьного возраста (с 6 лет) и взрослых. Занятия проводят дважды в неделю в небольших группах. Группы формируют по возрасту и уровню знания английского. Записаться на бесплатное пробное занятие можно по телефонам (066) 949-36-90, (068) 485-56-42, (073) 052-95-40.

Хотите подсказать нам тему статьи или новости? Напишите ее на почту нашему редактору и +100500 к карме вам гарантировано!
Комментарии