Наказание, взаимоподдержка, именные стипендии: как учились черкасские гимназисты сто лет назад

Исторический экскурс, заходите.

13 сентября 201810560
'Наказание, взаимоподдержка, именные стипендии: как учились черкасские гимназисты сто лет назад'

Сейчас школьное образование реформируется: педагоги внедряют инновации, но обращают внимание и на эффективные системы прошлого. Образование станет более дифференциированным и профильным, как это было в гимназиях XIX века, но все же есть много отличий. Что изменилось и почему современным школьником быть веселее – узнаете дальше.

Ученики организовывали проекты взаимопомощи

В тогдашних гимназиях учились дети с разным финансовым положением, и взаимоподдержка была частью жизни коллектива. Часто дети готовились вместе к занятиям, передавали из рук в руки газеты, литературу. Не оставались в стороне и в трудные моменты. Для финансовой поддержки гимназисты организовывали кассы взаимопомощи. Как это функционировало? Воспитанники из собственных средств сдавали по 1 копейке в кассу. Тот, кто нуждался, мог одолжить беспроцентно средства, например, 50 копеек на уплату нескольких обедов. Таким образом ученики учились организовывать социальные проекты, чувствовали сплоченность и взаимоподдержку.

Женская гимназия Самойловськой
Женская гимназия Самойловськой

Обучение поощряли стипендиями и наградами

Каждый классный наставник стремился к первенству своих воспитанников в учебе и дисциплине, поэтому поощрял лучших гимназистов. В те времена была распространена практика именных стипендий наиболее способным и старательным ученикам, часто эти стипендии организовывали сами же гимназисты. Выделяли помощь и на “материальную поддержку”, оплату за обучение, школьные обеды. За академические успехи ученикам дарили учебную и художественную литературу, которая была менее доступной, чем сегодня.

После каждого семестра учащиеся проходили аттестацию в виде контрольной работы за весь курс материала, учебный год заканчивался экзаменами по отдельным дисциплинам. Эти проверки стимулировали системно и старательно учиться, ведь все стремились получить высокие оценки и обеспечить себе лучшее будущее.

Привычные для нас поощрения: похвальная грамота, доска почета, награда золотой и серебряной медалью, торжественный акт выпуска – все это было частью жизни и черкасских гимназистов в XIX-XX веке. У выпускников-медалистов были значительные преимущества при поступлении в высшие учебные заведения, однако даже с серебряной медалью можно было ждать не один год, чтобы стать студентом университета.

Оксана Драч
Оксана Драч
доктор исторических наук, профессор
 

Первая министерская мужская гимназия (сейчас – Черкасское музыкальное училище имени С.С. Гулака-Артемовского)
Первая министерская мужская гимназия (сейчас – Черкасское музыкальное училище имени С.С. Гулака-Артемовского)

В гимназии вели специальный учет соблюдения дисциплины

В смирении воспитанников держал основной предмет – Закон Божий. Каждое утро в присутствии директора, инспекторов и преподавателей проводилась молитва. Во время занятий за порядком следил классный наставник, который мог присутствовать на каждом уроке. К тому же, в гимназиях вели не только рейтинг успешности, но и рейтинг соблюдения дисциплины. За нарушение правил учащихся лишали шанса закончить заведение с отличием.

Гимназисты должны были носить униформу и ученический билет даже в послеурочное время. Подловив гимназиста на каком-то эксцессе, горожане могли зафиксировать это в ученическом билете. Нарушители дисциплины получали наказание: им запрещали посещать культурные мероприятия, а то и вовсе ходить по улицам, лишали обеда, был даже ученический карцер. Учебные заведения очень дорожили своим престижем. За серьезные проступки учеников выгоняли из гимназии без права поступать в другие заведения.

Женская гимназия (сейчас – здание Центра детского и юношеского творчества)
Женская гимназия (сейчас – здание Центра детского и юношеского творчества)

Контроль и строгие правила – такой была ученическая жизнь в прошлом, проявления индивидуальности и самовыражения не допускались. Конечно, гимназисты стремились выйти за рамки, быть в курсе всех событий. Они тайно обменивались запрещенной литературой и газетами, создавали кружки.

Сейчас у школьников есть много информации в свободном доступе, они легко могут выражать свою индивидуальность, а за непослушание никто не лишит ребенка обеда. Ценят ли современные ученики образование так же, как это было раньше? Мы не будем судить, в современном мире – каждому свое.

Таисия Поединок

Хотите подсказать нам тему статьи или новости? Напишите ее на почту нашему редактору и +100500 к карме вам гарантировано!
Комментарии