Наказание, взаимоподдержка, именные стипендии: как учились черкасские гимназисты сто лет назадИсторический экскурс, заходите. |
13 сентября 201810560 |
Сейчас школьное образование реформируется: педагоги внедряют инновации, но обращают внимание и на эффективные системы прошлого. Образование станет более дифференциированным и профильным, как это было в гимназиях XIX века, но все же есть много отличий. Что изменилось и почему современным школьником быть веселее – узнаете дальше.
Ученики организовывали проекты взаимопомощи
В тогдашних гимназиях учились дети с разным финансовым положением, и взаимоподдержка была частью жизни коллектива. Часто дети готовились вместе к занятиям, передавали из рук в руки газеты, литературу. Не оставались в стороне и в трудные моменты. Для финансовой поддержки гимназисты организовывали кассы взаимопомощи. Как это функционировало? Воспитанники из собственных средств сдавали по 1 копейке в кассу. Тот, кто нуждался, мог одолжить беспроцентно средства, например, 50 копеек на уплату нескольких обедов. Таким образом ученики учились организовывать социальные проекты, чувствовали сплоченность и взаимоподдержку.
Обучение поощряли стипендиями и наградами
Каждый классный наставник стремился к первенству своих воспитанников в учебе и дисциплине, поэтому поощрял лучших гимназистов. В те времена была распространена практика именных стипендий наиболее способным и старательным ученикам, часто эти стипендии организовывали сами же гимназисты. Выделяли помощь и на “материальную поддержку”, оплату за обучение, школьные обеды. За академические успехи ученикам дарили учебную и художественную литературу, которая была менее доступной, чем сегодня.
После каждого семестра учащиеся проходили аттестацию в виде контрольной работы за весь курс материала, учебный год заканчивался экзаменами по отдельным дисциплинам. Эти проверки стимулировали системно и старательно учиться, ведь все стремились получить высокие оценки и обеспечить себе лучшее будущее.
В гимназии вели специальный учет соблюдения дисциплины
В смирении воспитанников держал основной предмет – Закон Божий. Каждое утро в присутствии директора, инспекторов и преподавателей проводилась молитва. Во время занятий за порядком следил классный наставник, который мог присутствовать на каждом уроке. К тому же, в гимназиях вели не только рейтинг успешности, но и рейтинг соблюдения дисциплины. За нарушение правил учащихся лишали шанса закончить заведение с отличием.
Гимназисты должны были носить униформу и ученический билет даже в послеурочное время. Подловив гимназиста на каком-то эксцессе, горожане могли зафиксировать это в ученическом билете. Нарушители дисциплины получали наказание: им запрещали посещать культурные мероприятия, а то и вовсе ходить по улицам, лишали обеда, был даже ученический карцер. Учебные заведения очень дорожили своим престижем. За серьезные проступки учеников выгоняли из гимназии без права поступать в другие заведения.
Контроль и строгие правила – такой была ученическая жизнь в прошлом, проявления индивидуальности и самовыражения не допускались. Конечно, гимназисты стремились выйти за рамки, быть в курсе всех событий. Они тайно обменивались запрещенной литературой и газетами, создавали кружки.
Сейчас у школьников есть много информации в свободном доступе, они легко могут выражать свою индивидуальность, а за непослушание никто не лишит ребенка обеда. Ценят ли современные ученики образование так же, как это было раньше? Мы не будем судить, в современном мире – каждому свое.
Таисия Поединок