Набережная – это все, что есть у нашего города: как обустраивают побережья в мире и в Черкассах

Черкасскую набережную можно усовершенствовать, используя мировой опыт.  

 

15 января 2019122361
'Набережная – это все, что есть у нашего города: как обустраивают побережья в мире и в Черкассах '

Городки у моря или большой реки в большинстве стран Европы – это туристическая житница. У Черкасс тоже есть курортное прошлое – еще в начале ХХ века пляжники из всех республик бывшего Союза дышали здешним сосновым воздухом. Но сейчас состояние береговой линии вызывает у жителей города ряд вопросов. Чтобы они не остались риторическими, мы поинтересовались, как набережные оформляют в европейских городах, и как эти идеи можно воплотить в Черкассах.

В Европе не принято застраивать пляжи или вырубать на них деревья. Европейцы акцентируют внимание на экологии – вмешательство в природные зоны ограничено, ведь природа – лучший дизайнер с опытом в много миллиардов лет. Поэтому на побережье, "закатаном" в асфальт в промышленном ХХ веке, кладут деревянные набережные, делают пешеходные и велодорожки, устанавливают арт-объекты.

Берег Днепра – это все, что есть в Черкассах. Ни яркой исторической застройки, ни достопримечательностей у нас нет. Поэтому к побережью надо относиться бережно, живую природу нужно максимально сохранять – это базовый подход в мире. Речь идет о всем береге Днепра в городе.

Кое-кто утверждает: там раньше росла осока, а теперь "красиво" (участок от Холма Славы до парка "Сосновый бор"). Речь не о том, красиво там или нет, а о том, кто решил, что именно для нас, жителей города, там построят. В Европе прежде, чем что-то делать, среди горожан проводят опрос – где они бывают, что им психологически комфортно делать в этих местах: читать, гулять, развлекаться, быть наедине с природой.

Горожане должны составить карту предпочтений, и только после серии исследований возможно построение комфортной среды для людей. Не нужно быстрых решений! Есть много вариантов, какой может стать набережная Днепра, но почему кто-то, не смотря на мнение людей, выбирает, как это должно быть?

Другая проблема черкасского берега – отсутствие единой стратегии развития. Набережная поделена на клочки, и что там только не хотят строить: то ледовый каток, то церковь, то Мафы непонятные. Все хаотично и очень часто в личных интересах. Болезнь хаотичной застройки потрясла не только наш город. Если так пойдет и дальше, то у нас не будет набережной, рано или поздно останутся только заборы, которые перекроют ход к реке. И это реальное будущее Черкасс. Чтобы этого не произошло, нам нужен единый план развития. Главный принцип, которым сейчас руководствуются в мире, простой – сначала думать, а потом делать.

Базовое требование к созданию набережных прогулочных аллей в мире – это доступность. Публичное пространство нуждается в вело- и пешеходных дорожках, зонах отдыха, а также там не должно быть никаких препятствий и автомобилей. Парковки желательно строить под землей. Публичное пространство должно стать не "что попало, где попало", как у нас. Горожанам нужен город, в котором хочется жить, видеть здесь будущее своих детей. Это, кстати, касается и страны в целом.

Андрей Могила
Андрей Могила
черкасский дизайнер, руководитель студии интерьера "СИТЕК"
 

Современная береговая линия города над Днепром состоит из отдельных частей, и большинство из них не назовешь благоустроенными. Первый отрезок – от парка “Сосновый бор” к Холму Славы – имеет стабильный набор проблем: вырубка деревьев, которую с горожанами никто не согласовывает. Вторая часть – Мытницкий берег, пляжи на котором лишь кое-где "разжились" раздевалками, а туалеты здесь – просто клад, зато стекло и мусор в песке – в ассортименте. Третья часть – асфальтированная аллея с фонариками-чайками возле Речного порта. Однако проблем не существует, существуют задачи. Давайте посмотрим, как задачи по обустройству набережной решили в других городах мира?

Эспоо, Финляндия

Финский город Эспоо – сосед столицы страны Хельсинки, расстояние между ними на автомобиле – около часа. Город – второй по численности населения в стране, здесь живет 268 тысяч человек, значительную территорию занимает частный сектор.

Эспоо выросло на берегу Финского залива, также на его территории лежит россыпь живописных озер с ухоженными пляжами и лесопарками. Берег залива густо зарос осокой. Местные любят ловить на берегу рыбу, гулять, собирать грибы и ягоды. Финляндцы также любят кататься на пароме по заливу и бывать на островках возле берега. Финляндия – одна из скандинавских стран, где природа такая чистая, что воду можно пить прямо из-под крана, а ягоды кушать немытыми. Поэтому можно представить, настолько чистое побережье Эспоо.

Чистота и первозданная, "не улучшенная" людьми, природа, делает красоту скандинавских городов неповторимой. Людям в такой атмосфере жить комфортно, возможно, потому скандинавы лидируют в рейтингах самых счастливых граждан мира?

  • Фото 1 - Набережная Эспоо
  • Фото 2 - Набережная Эспоо

Торонто, Канада

Набережная Торонто длиной всего 4 км. Но ее считают одной из красивейших в мире. Она обошлась городу всего в 4 миллиона долларов, а над реализацией проекта работали лучшие эксперты архитектурных бюро "DTAH" и "West 8". Дизайнерская идея разворачивается вокруг использования природных материалов.

Набережная Торонто – это целый комплекс пешеходных дорожек вдоль берега, велотрасс, игровых зон для детей. Главная изюминка – конструкция под названием "Spadina", которая имеет волнообразную структуру. У берега высадили тысячи деревьев. Ночью набережная Торонто сияет тысячами светодиодных светильников.

  • Фото 1 - Набережная Торонто
  • Фото 2 - Набережная Торонто
  • Фото 3 - Набережная Торонто

Осло, Норвегия

Набережная Акер Брюгге в столице Норвегии имеет длину 12 км и соединяет две части столицы. Проект создали архитекторы “LINK arkitektur”, официальное открытие состоялось в 2014 году. Акер Брюгге выросла на месте огромного порта, который перекрывал горожанам доступ в воды Осло-фьорда. Пляж в Норвегии неуместен – ибо лета в нашем понимании в этой стране почти не бывает, да и после порта берег оказался слишком поврежденным для воспроизведения природного антуража. Поэтому набережную выполнили из дерева, вдоль нее тянется линия площадей и аллей с десятками магазинов и кафе.

Отдельные части берега – это городской пляж и Музей современного искусства. Вдоль воды стоят комплексы дизайнерской уличной мебели – есть лавочки, удобные как для сидения так и для лежания. Ночью освещается и набережная, и дома вдоль нее. Это место стало очень популярным среди горожан – они приходят сюда гулять, общаться, читать и просто наблюдать за красивыми береговыми фьордами.

  • Фото 1 - Набережная Осло
  • Фото 2 - Набережная Осло
  • Фото 3 - Набережная Осло
  • Фото 4 - Набережная Осло

Мальме, Швеция

Шведский город Мальме известный набережной Вестра Хамнен и большим количеством городских пляжей, среди которых самый известный – "Риббан", а самый оригинальный – нудистский пляж. Вестра Хамнен простирается вдоль берега района Западная гавань. Здесь много зеленых насаждений, а здания продольной улицы знамениты стеклянными панелями и панорамными окнами, поэтому возле моря они выглядят легко и органично.

Набережная оформлена в форме деревянного подиума, и, спасаясь от раскаленного асфальта, во время жары сюда нескончаемым потоком стекаются люди. Конструкция частично висит над водой на деревянных сваях, поэтому любители нырять прыгают отсюда в воду. Есть на Вестра Хамнен и спуски к воде, поэтому летом она превращается в пляж. Через каждые 10-15 метров набережная манит местных и туристов удобными лавочками.

  • Фото 1 - Набережная Мальме
  • Фото 2 - Набережная Мальме

Аликанте, Испания

Набережная Аликанте – это бульвар Эспланада и пешеходная зона вдоль моря. Они змейкой ползут вдоль берега, обрамляя пляжи. Здесь растет множество пальм, которые спасают испанцев и туристов от тропического солнца. Набережная выложена разноцветной плиткой с трехмерным эффектом, узор которой напоминает морские волны.

Начинается она с пляжа Плайя-дель-Постигет, а дальше тянется вдоль отеля “Melia Alicante”. Далее – "спа-зона", как это место зовут испанцы: местные рыбаки целыми днями просиживают здесь, философски вглядываясь вдаль. Следующая локация – деревянный мол, длинный язык которого разрезает морские волны. На нем можно прогуляться и посидеть на лавочке под настилами, защищающими от палящего солнца. Спуск с мола оснащен лифтом для людей с ограниченными возможностями. Далее туристы увидят карусель, кафе и рестораны. Завершает архитектурный ансамбль пешеходная аллея для прогулок.

  • Фото 1 - Набережная Аликанте
  • Фото 2 - Набережная Аликанте
  • Фото 3 - Набережная Аликанте

Вы даже не представляете, сколько в Черкассах есть архитекторов международного уровня, которые давно уже работают только с зарубежными заказчиками. Ведь в Черкассах их работы никого не интересуют, местную власть интересуют не идеи, а то, что может их обогатить. Я видела много работ молодых архитекторов и считаю их гениальными. Они готовы делать для Черкасс проекты за небольшие деньги, только ради того, чтобы получить градостроительный проект в свое портфолио.

Мы имеем уникальную изюминку, которой нет в других городах Украины – очень длинную и красивую набережную. К тому же, мы на правом берегу реки – географически все правые берега очень крутые, а нам и здесь повезло. Природа постаралась, теперь надо постараться нам. Часто европейские города имеют значительно меньший берег, но используют каждый квадратный сантиметр возле воды – это не преувеличение.

В странах Европы все пляжи – муниципальные и бесплатные, а кафе и спорткомплексы строят не на первой, а на второй линии от воды. В Черногории, например, каждое заведение, которому разрешили строиться возле водоема, отвечает за чистоту пляжа на определенном участке, но не имеет права брать плату за проход к воде.

Во всех странах, где мне пришлось бывать, дизайн городов – человекоориентированный, там строят не "чтобы было" как у нас, а под конкретные нужды горожан. Кто живет в этом городе, где они любят бывать, чем занимаются вне дома? Украина – самая коррумпированная страна Европы. В Европе принцип "Я решил, что это мое, поэтому оно мое" – это нонсенс. У нас же все, что строится, обязательно должно приносить доход кому-то из власти. Нужны горожанам социальные проекты никто даже не рассматривает.

По закону, ближе чем за 100 метров до воды никто ничего строить не может, и точка. Почему ни одна незаконная стройка до сих пор не снесена и застройщик не наказан – вопрос. И в завершение – вследствие беззакония черкасские заведения очень часто сбрасывают в воду нечистоты, но никто этого почему-то не замечает.

Городская власть должна развивать город так, чтобы люди в нем чувствовали себя людьми, а не ютились под кустом на своем полотенце, боясь, что завтра и этот куст у них отберут.

Ирэна Брык
Ирэна Брык
Ирэна Брык, архитектор и социальный инноватор, основатель группы компаний IB Platform
 

Хотите подсказать нам тему статьи или новости? Напишите ее на почту нашему редактору и +100500 к карме вам гарантировано!
Комментарии
  • Фото

    ИРА, согласна с каждым словом! Очень надеюсь, что разум возоболадает над желанием обогатиться. И все таки наш город с его жителями смогут полностью ощутить себя развинутым современным городом, где жители будут чувствовать себя комфортно и уютно.