Малая академия наук Украины (МАН) существует с 1995 года и представляет собой Всеукраинское государственно-общественное объединение учеников.
Почему встал вопрос организации во Всеукраинском масштабе этого объединения учеников? Первое – это существование социального спроса, заинтересованности учащихся 7-11 классов в развитии своих интеллектуальных способностей, удовлетворении потребностей творческого развития и, соответственно, в профессиональном самоопределении. Второе – это необычайный рост в сложных экономических условиях духа ученых, преподавателей высших учебных заведений, лучших педагогов, руководителей учебных заведений разных типов по вопросам сохранения достойной научной смены нашего государства, способной повести науку в XXI веке.
Ступенька в ВУЗ – так называют Малую академию наук, созданную в 2000 году совместными усилиями Центра детского и юношеского творчества и Черкасского государственного технологического университета.
Малая академия – это объединение умных и талантливых юношей и девушек, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы из разных областей знаний, занимающихся научно-исследовательской работой. МАН помогает им в определении будущей профессии, а главное – открывает новые, возможно, скрытые таланты и способности.
На протяжении трех лет учащиеся имеют возможность учиться в университетских аудиториях, им помогают наставники из профессорско-преподавательского состава университета.
Академия насчитывает 3 отделения (6 секций):
- филологии и искусствоведения (секции украинского языка, английского языка);
- математики (секция математики);
- химии и биологии (секции химии, общей биологии, психологии).
Здесь занимаются наукой будущие химики, биологи, психологи, специалисты по иностранному и украинскому языкам, математике. Программа занятий секций рассчитана на слушателей 9-11 классов. Деятельность МАН направлена на :
- выявление, поддержку и развитие творческих способностей школьников;
- создание условий для максимального раскрытия одаренности и творческого самосовершенствования учащихся;
- развитие их целеустремленности, самостоятельности, ответственности, творческой активности и сознательного отношения к умственному труду;
- становления поискового, исследовательского способа мышления учащихся, их потребности в самообразовании, самовоспитании и адекватной самооценке своей научно-исследовательской деятельности;
- формирование у слушателей умения и навыков работы с научной литературой, приборами, методами обработки научной информации.
Определяя тему исследования слушателя, стимулируя формирование его интереса к исследовательской работе, научный руководитель применяет индивидуальный подход к каждому исследователя, учитывает его мотивацию и интеллектуальные способности. Принимается во внимание научная и общественная актуальность выбранной темы, уровень знаний ученика по профильной дисциплине. Обращается внимание на то, что тема исследования должна быть интересна для ученика – это даст ему возможность реализовать в полной мере свои знания, творческие способности, наклонности, навыки.
Экскурсии с целью ознакомления с историческими памятками Украины, на промышленные предприятия города, вечера отдыха, дискотеки, встречи с интересными людьми дают возможность юным академикам общаться, дружить, помогать друг другу.
Практика убеждает, что учеба в МАН – качественное, поскольку все выпускники учатся за средства государственного бюджета в ведущих учебных заведениях Украины и России.
Неоднократно слушатели МАН были победителями Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся членов МАН Украины.
В 2012-2013 учебном году изменились направления работы двух отделений МАН. Это связано с изменением в образовательных потребностях учащихся. В соответствии с пожеланиями, на базе Черкасского национального университета им Б. Хмельницкого было открыто секции:
- психологии (преподаватель кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Шавровская Наталья Владимировна),
- украинского языка (преподаватель кандидат филологических наук, доцент кафедры украинского языкознания Лонская Людмила Ивановна).
Изменились преподаватели в секциях математики и английского языка.
Секцией математики руководит молодой талантливый преподаватель, кандидат физико-математических наук Бабенко Сергей Витальевич (ЧНУ), а с учениками, которые желают углубленно изучать английский язык, работает преподаватель Черкасского государственного технологического университета Шулежко Ольга Павловна.
Без изменений остались секции биологии (преподаватель кандидат биологических наук, доцент кафедры общей экологии и природопользования Чемерис Ингрида Альгімантівна), химии (преподаватель кандидат химических наук, доцент кафедры общей химии Ящук Людмила Борисовна).
Слушатели Малой академии имеют возможность углубленно изучать выбранную науку в сочетании с практикой, охватывать такие области знаний, которые выходят за пределы школьной программы, приобретают навыки научно-исследовательской деятельности. Обучение проводится группами и индивидуально, учитывая личные интересы и творческий потенциал каждого слушателя.
Научно-исследовательские работы, написанные слушателями МАН представляются на городской конкурс-защиту научно-исследовательских работ Малой академии наук. Занятия в секциях МАН способствует профессиональному определению и творческой самореализации.
Набор в секции МАН проводится в течении всего учебного года, так что все желающие повысить свой уровень знаний, смогут это сделать под руководством опытных педагогов. Все желающие могут обращаться непосредственно к педагогам.
Контактные телефоны:
Черкасский государственный технологический университет:
- Химия. Ящук Людмила Борисовна (050 464 44 26);
- Биология. Чемерис Ингрида Альгімантівна (050 858 21 25);
- Англ. речь. Шулежко Ольга Павловна (063 94 34 463).
Черкасский национальный университет им. . Б Хмельницкого:
- Математика – Бабенко Сергей Витальевич (098 833 80 32);
- Психология – Шавровська Наталья Владимировна (096 91 04 884);
- Украинский язык – Лонская Людмила Ивановна (097 581 70 12).