Андрей Могила – автор дизайна многих популярных черкасских ресторанов, а также сотен частных проектов. Его интерьеры разные и не похожие друг на друга, но во всех них просматривается фирменный стиль и почерк автора.
У Черкасс есть одна возможность состояться как городу – развивать набережную
Почти за 10 лет существования мы реализовали около 300 проектов. Большая часть, конечно же, частные. Из коммерческих можно назвать "Ferma", "Папа Карло", черкасский и киевский рестораны "Yoshi", "Оскар", из самых свежих – "Мао" на Крещатике и "Faro del Porto" в Речпорту. Также в свое время участвовали в реконструкции "Дружбы народов".
В кризис, как ни удивительно, уменьшилось количество частных заказов и увеличилась доля коммерческих проектов. Дом – он есть, и слава Богу! Люди сегодня очень обеспокоены ситуацией в стране, поэтому спасают бизнес.
У Черкасс есть одна возможность состояться как городу – развивать набережную. Это очень важно. У нас нет площади, где могли бы собираться люди. У нас нет Ратуши, как во Львове, которая издавна была местом собраний и несет исторический смысл. В Черкассах нет старой улицы, которую можно было бы "законсервировать", чтобы проявить характер города. Есть спальные районы, в которых все просто, удобно и понятно... Именно набережная, по моему мнению, может внести элемент единения.
Какая картинка возникает у вас в голове при слове "Черкассы"? Это черкасские огни, которые видно с дамбы при въезде в город. Очень важно развивать эту идею. Это то, что мы передадим будущим поколениям... Ментальность городов формируется за счет таких знаковых для всех жителей мест...
В Украине стили заменили стилизацией
Сейчас много говорят о стиле: "А сделайте мне в таком стиле!", "А в каком стиле вы работаете?"... Это такой переходной период... На самом деле это называется не "сделайте мне в таком стиле", а стилизуйте мне под что-то... Стиль – это историческая категория, сформированная временем. Есть стили в более отдаленной перспективе (класицизм, барокко), есть современные (минимализм).
В Украине все это заменили стилизацией, часто лишенной культурного подтекста. Дизайн должен проявлять или создавать культурную среду. Делать классику во Львове или Одессе, в историческом контексте, уместно. Здесь классический интерьер проявляет историческое и культурное наследие... Для современного города больше подходят современные пространства и предметы. Нужно создавать актуальный дизайн в современном городе, привносить новое в его развитие.
В Черкассах не так много заслуживающих внимание объектов современной архитектуры, один из них – это здание компании "Манеж". Черкассы, по моему мнению, лишены яркого исторического контекста. А создавать в современных квартирах классику – это плохой вкус. В конце 90-х классика у нас была неким "атрибутом престижа". Но тогда все мы учились. У нас было мало приемов. Тогда считалось, чем больше кривых стен и потолков из гипсокартона – тем больше это "дизайн". Постепенно от этого отошли...
Дизайн – это, прежде всего, смысл. Даже самый отвязный арт имеет смысл. В любом хорошем произведении любого жанра заложена идея. Почему стилизация – это плохо? Потому что там нет внутреннего наполнения.
Современный частный интерьер меняется в сторону большей демократичности. Уходит стилизация. Уходят "дворцы". Современный интерьер нужно делать для того общества, которое мы имеем на данный момент, предлагая больше содержания в устройстве интерьера и меньше декоративности.
Дизайн тесно связан со всем, что происходит у нас в стране и вокруг нас. На самом деле ситуация такова, что нужно создавать Украинский дизайн, из украинских материалов, комплектовать мебелью украинского производства и т. д. Что такое японский или скандинавский дизайн для обывателя? Это японский минимализм, скандинавский аскетизм, светлое дерево, сосна... Это наше поверхностное восприятие. На самом деле, это дизайн, который делают японцы или скандинавы в своей стране, из своих материалов для внутреннего потребления. Так проявляется основанный на ресурсах, технологиях и инновациях интеллектуальный потенциал этих стран. Это применимо и к Украине.
Нужно доверять дизайнеру, если решили с ним работать
Дизайн, эстетика, стиль, цвет – это вообще не предмет обсуждения. Это инструменты дизайнера. Я этим работаю – и это мое. Все, забыли! Набросали основные требования к интерьеру – и вперед. Заказчику не надо знать, "как все устроено", нужно доверять дизайнеру, если решили с ним работать. Клиент – не профессионал, чтобы говорить, каким будет стол, и как он будет сочетаться с другими элементами интерьера.
Дизайнер должен разобраться с тем, как человек живет, какие требования он предъявляет к интерьеру. У меня есть клиент, он любит ходить по дому, когда работает, ему нужно что-то делать, нужна активность. Следовательно, ему не подходит локальное освещение зон, нужно освещать комнату полностью. Вот на такие аспекты нужно обращать внимание...
Пока мне не приходилось проектировать умный дом. Я думаю, для Украины это единичные случаи. Умным домом и в мире пользуется не так много людей. Умный дом – это образ жизни. Вы должны программировать свою жизнь, а это не так просто. Проще клацнуть выключатель, а не ввести команду через iPhone. Элементы умного дома можно использовать.... Интересно работать со сценариями света: в большом доме с выключателями по всем этажам не набегаешься, нужно иметь возможность выключить все одним махом.
Клиент заказывает то, как он хочет жить
Чего человек хочет от дизайна? Есть ожидания, связанные с функцией (планировка, размещение мебели), а есть ментальные ожидания. Это фраза "На вкус и цвет товарищей нет" – эстетические, культурные предпочтения. Но сложность в том, что клиент не разделяет эти понятия.
Дизайнер работает и с функциональными, и с ментальными ожиданиями. Важно понять, что именно нравится клиенту в том или ином случае. Когда человек говорит "Понравилась комната", ему может нравиться ощущение уюта или удачное размещение дивана. От того, насколько точно дизайнер поймет своего заказчика, будет зависеть конечный результат.
Людей, которые знают, чего хотят, на самом деле мало. Они говорят обо всем сразу: о функции, предпочтениях, ожиданиях. При этом мужчина, как правило, требует функцию, а женщина хочет эстетику, очень далеко уходя в декор. Женщинам свойственна детализация и внимание к предметам. Мужчина мыслит более общими понятиями.
Дизайн можно сравнить с автомобильным производством. Автомобиль – это продукт, а дизайн интерьера – это услуга, которую изначально очень сложно понять. Дизайнеру нужно научиться создавать продукты. Его дизайн должны воспринимать как продукт – он должен иметь нишевание, характер, стиль. Дизайнер выстраивает свою матрицу. Я могу работать в разных стилях – "Мао", "Faro", "Форест", "Оскар", "Yoshi" – это разные рестораны, но меня в них угадывают.
У нас в Украине не сформировавшееся отношение к услуге целиком. Когда вы приходите в автосалон, вы можете выбрать модель, комплектацию и цвет. То, что называется профессиональным продуктом. Серийный автомобиль не может быть для каждого свой. Инженеры, проектировщики, маркетологи сделали этот продукт и говорят – сейчас эта машина самая современная и актуальная, она отвечает потребностям людей определенного сегмента, вы можете в ней выбрать вот это, это и это. Так же и в правильном дизайне. Клиент заказывает то, как он хочет жить. Дизайнер предлагает ему готовый продукт в виде интерьера – со всеми потребительскими качествами, которые должны быть, и не оговариваются. Никто не забудет установить в современной машине климат-контроль, правда?..
В будущем дизайн интерьера для широкого сегмента перерастет в нечто очень простое, нормированное. Это будут, скорее, быстрые консультации. Профессиональные услуги, основанные на грамотных планировочных решениях, создающих необходимый комфорт для определенного бюджета. Дизайн станет невидимым.
Созданный на основе яркой идеи интерьер не может быть повторен, но может быть скопирован. Все мы видели китайские автомобили и понимаем, в чем разница. Разница в деталях. Поэтому повторить интерьер со смыслом не получится. Стилизацию повторить можно, ведь это обычная оболочка.
Андрей Могила
Дизайнер должен помогать создавать успешный бизнес
Коммерческие объекты дают больше свободы. Само собой разумеется, что заказчик должен знать свой бизнес и понимать бизнес-модель. Дизайнер в этом случае получает больше творческой свободы и одновременно больше ограничений. Если в частном интерьере заказчик должен знать, как он живет, то в коммерческом интерьере – как это заведение должно работать и приносить прибыль. Дизайн здесь играет важную, но не решающую, роль.
Дизайнер должен помогать создавать успешный бизнес: если я вижу, что бизнес моего клиента не будет работать, я пытаюсь разобраться, вместе с ним найти правильный подход, убеждаю его подумать. Бизнес – это серия взаимосвязанных процессов. Дизайн ресторана должен быть разработан с точки зрения того, как здесь будут проходить бизнес-процессы. Например, в "Фаро" у нас окна выходят на Днепр, у нас есть террасы, чтобы обеспечить наиболее тесный контакт с природой. Есть маркизы, потому что солнце; стеклянное ограждение, потому что ветер. Есть выход на крышу, которая создает лаунж-зону. Есть банкетный зал, чтобы не мешать другим посетителям. Есть "стекляшка" на улице для людей с пляжа, которые могут зайти перекусить, никого не смущая своим видом. Все это запрос бизнеса, конкретного ресторатора.
Главные вопросы в коммерческом дизайне – каким будет бизнес, что в нем особенного, кто клиенты. Бизнесмен должен понимать процессы, важно, чтобы он коммуницировал с дизайнером.
Коммерческий интерьер устаревает через какое-то время. Сначала могут устареть модные тенденции, расцветки, детали. Это, как правило, происходит в течение 3-5 лет. Это не страшно и легко поправить. Потом устаревает функция – телевизор сегодня уже не должен стоять на комоде шириной 60 см. Если устаревает функция, или она изначально была неправильной, уже ничего не поможет. Изменить функциональные процессы довольно сложно и затратно. Если все сделано правильно с точки зрения контекста и процессов, такой дизайн может служить очень долго, а может вообще стать классикой.
Мне нравятся "умные" интерьеры и современная частная архитектура
Я с большим удовольствием работал бы не только в Черкассах. Я не против опереться на великих архитекторов и их творения, работая в городе с ярким историческим наследием. Когда ты можешь внести в сложившуюся архитектурную среду ультрасовременную функцию вместе с эстетикой – вот это настоящий кайф.
Свой дом я еще не построил... Да и не готов сказать, в каком месте я хотел бы его видеть. Если мы говорим об идеальном доме, а не просто о месте жительства... Нравится вариант городского дома на природе. Нужно удалить дом настолько, чтобы он был достаточно уединенным и на природе, но соединить его коммуникациями так, чтобы он был в городе.
Мне нравятся "умные" интерьеры и современная частная архитектура, лучшее из них. Потому же, почему люди выбирают, например, японские автомобили. По культуре мне близка Франция. По дизайну нравится Япония – я ее чувствую. То, что нами воспринимается, как диковинка, на самом деле содержит глубокий смысл.
Один из любимых архитекторов Тадао Андо – аскет, мыслитель, самоучка. Он делает потрясающие вещи, это близко к медитации.
Фото – Александр Рыбалка
По больше бы такого материала и интерьеры были бы гораздо красивей.
молодец, емко и лаконично..
Спасибо, Евгений!