В Черкассах обсудили реализацию образовательной реформы в частных школахКаким будет новое украинское образование в частных заведениях. |
13 июня7790 |
Конференция "Новая украинская школа. Перспективы, задачи, возможности" состоялась в черкасской частной общеобразовательной школе I-III ступеней "София".
Образовательная реформа, которой дали старт в прошлом году, затронет и частные заведения. Правда, механизмы реализации изменений в таких школах пока не до конца понятны. На встрече в общеобразовательной частной школе "София" учителя и родители говорили о ключевых моментах, которые будут формировать новую украинскую школу в ближайшие годы.
Какие изменения ожидают черкасских школьников?
Основная суть реформы – обеспечить максимальное развитие ребенка в школе. А все остальное – это средства и способы достижения этой цели. Вот часть инноваций, которые будут реализовывать в школах по новой системе.
Новый формат отношений "учитель – ученик"
Главные нововведения в системе образования стартуют 1 сентября 2018 года. Это, прежде всего, изменение системы отношений "школа – ученик". Меняются отношения между учителем и первоклассником.
В процессе обучения ребенок не должен чувствовать бремя и неуспех. Категорически запрещается любая конкурентная система внутри класса: "этот ребенок успешный, а этот – нет". То есть учитель на уроке не имеет права указывать на хорошие и плохие работы детей. Оценивания в начальных классах вообще нет, оно исключительно вербальное, а это означает, что учитель будет отмечать только позитивные вещи, на негативах делать акцент не будут. Оценивание школьников с 3 класса – по решению педагогического совета. То есть теоретически школа вообще может принять решение не оценивать учащихся и в 3-4 классах.
После окончания 4 класса будет первая государственная итоговая аттестация. Это первое испытание. Но аттестация должна пройти не с целью определения качества образования, а для определения уровня успеха ребенка.
Любое продвижение ребенка в образовательном процессе должно подчеркиваться радостью, восторгом, что школьник сделал свой личностный шаг.
Новые компетентности
Функция знаний теперь является второстепенной, на первый план выходят компетенции. От учащихся ждут не простого зазубривания информации, а умения применять эти знания на практике.
Есть много ошибочных толкований этого подхода, например, что теперь не надо знать, надо уметь применять эти знания. Это неправильное толкование. На самом деле идея заключается в том, чтобы выйти на новую ступень развития – теперь ребенок должен не только иметь хорошие знания, как и раньше, но применять их в жизни.
Принцип "Деньги ходят за ребенком"
С введением нового закона "Об образовании" ситуация с финансированием и поддержкой частных школ должна измениться. По закону, с 2019 года частные заведения должны получать из государственного бюджета средства на обучение каждого ребенка. Как этот механизм будет реализовываться на практике, пока не до конца понятно.
Есть большие надежды, что реформа будет успешной. В законе Украины "Об образовании" заложены понятия различных равноправных форм и способов получения образования. Также в документе прописали существования частной формы образования. И государство должно поддерживать частные заведения на действенном уровне – то есть на уровне финансирования. Поэтому в заключительных положениях указано, что в бюджете 2019 года должны выделяться деньги на ребенка, независимо от того, в учреждении какой формы собственности он учится. То есть должен действовать принцип "деньги ходят за ребенком". Реализация этого подхода позволяет организовать конкурентную образовательную среду.
Но надо понимать реалии жизни – закон о бюджете может отменять любые нормы до этого принятых законов. И будут ли выделены эти средства в законе о бюджете на 2019 год – трудно сказать.
Все учителя города проходят переподготовку
Технологии меняются, поэтому все учителя города проходят переподготовку. Это многоступенчатый процесс – от институтов последипломного образования до онлайн-обучения по нескольким модулям.
Районные управления образования не будут иметь права оценивать школы
По закону, у органов образования забрали полномочия оценивать учебные заведения, то есть теперь в управлении образования не могут сказать – эта школа хорошая, а эта плохая.
Контроль за качеством образования будет осуществляться на 2 уровнях: внутренний осуществляет администрация школы, внешний – уже созданная Государственная служба качества образования. Она будет осуществлять свою деятельность не в форме контроля, а в формате рекомендаций.
Это лишь часть изменений, которые будут реализовываться в учебных заведениях в ближайшее время. Подробнее познакомиться с новыми принципами и подходами к обучению можно на сайте проекта "Новая украинская школа".