В Краеведческом музее портятся артефакты ХVI векаРаботники самостоятельно спасают от плесени старинные музейные артефакты. |
22 июля 20174810 |
Отсутствие системы кондиционирования и гидроизоляции, соответствующего оборудования для хранения архивов, пожарная система советского типа и старая крыша – работники учреждения собственными силами, при помощи примитивных средств, спасают музейные фонды. Однако от чрезмерной влаги артефакты покрываются плесенью и получают необратимые повреждения. Директор музея Ирина Собко разводит руками: денег нет, чтобы даже заказать сметную документацию для оценки стоимости ремонта.
Краеведческий музей хранит два уникальных печатных издания: книгу "Апостол" 1623 года и рукописное Пересопницкое Евангелие XVI века. Помимо этого, фонды хранят тысячи других ценных экспонатов: около трех тысяч рушников и коллекцию вышитых сорочек Среднего Приднепровья конца XIX – начала ХХ века.
Главный хранитель фондов Черкасского областного краеведческого музея Валентина Мухова достает из архивов книги. Спасает их подручными средствами: разложила рядом со старинными книгами специальную соль, которая впитывает влагу. А древние рушники и одежду сушит при помощи табака. В подвале краеведческого музея сырость и влага – привычное дело. Миски для воды в подвале музея расставлены под канализационными трубами, хотя технические работницы вытирают воду постоянно.
Техническое состояние здания неудовлетворительное, а ситуация с музейными экспонатами критическая: фонды не проветриваются, портятся от влаги, в результате этого образуется грибок и плесень. Коммуникации уже отжили свое, они непригодны для использования, сантехника течет и постоянно прорывает трубы. Были случаи, когда экспонаты сушили на пороге учреждения.
По словам Александра Шабатина, директора департамента культуры и связей с общественностью ОГА, вопрос финансирования Черкасского областного краеведческого музея могут решить только депутаты областного совета.
Главный хранитель фондов Валентина Мухова показывает письма о финансировании музея, которые она отправляла чиновникам. Некоторые просьбы датированы 1997 годом. И на каждое из них есть отписки, которые не ускорили капитальный ремонт помещения и не улучшили ситуацию с уникальным фондом. Поэтому пока что работники музея разрабатывают мастер-классы для посетителей и ищут грантовую поддержку. Музейщики делают все, что могут, но, несмотря на все старания, есть вещи, которые от них не зависят.
Ирина Филенко