Первые черкасские автобусы: маршруты столетней давностиАвтобусное движение в Черкассах зародилось в 1913 году. |
16 ноября 201762581 |
Хотя по-настоящему регулярное автобусное движение в Черкассах – это достижение послевоенных времен, первые попытки "запустить" в городе на Днепре автобусы появились накануне Первой мировой войны, в 1913 году. Именно тогда черкасская мещанка Вильгельмина Цетнерович приобрела первые машины для организации движения от железнодорожного вокзала через центр Черкасс – в дачный поселок Сосновка.
В те времена автобус (с ударением на последний слог) был для территорий Российской империи явлением новым и малоосвоенным. Так, в Москве в 1913 году курсировало восемь автобусов. В Санкт-Петербурге автобусное движение пережило свой первый кризис: из закупленных 14 автобусов на ходу остался только один – остальные не пережили качества российских дорог. В Киеве городская власть взяла организацию движения общественного транспорта в свои руки. Но составленные чиновниками технические условия были настолько требовательными, что желающих начать такое новое и сомнительное дело искали долго. С трудом таки запустили 5 автобусов марки "Бенц", которые перевозили за один раз по 25 пассажиров каждый.
В Черкассах, которые всегда равнялись на Киев, энтузиасты автомобильного движения также нашлись. Местное образованное общество потребовало от городской власти сделать Черкассы "современным городом" и сильно переживало, что уездный центр "отстает" от губернских столиц.
Вот как описывал родной город черкасский поэт Марк Волохов:
Город скучный, город пыльный,
Ты вместил в свои концы
Два "Экспресса", десять клубов
И клоаки, и дворцы.
Опоясан лентой грязи,
Весь пестреешь ты в песках,
Сколько пыли, сколько мрази
В самых лучших уголках!
На твоих бульварах пыльных
Блекнут, сохнут дерева.
Глаз не схватит улиц длинных –
Это город грабаря.
Черкасский журналист Осип Айзенштейн был не менее категоричен в своих оценках: "Будучи крупным уездным городом губернии, Черкассы, однако, в отношении благоустройства оставляют желать много лучшего. В городе почти нет мостовых, благодаря чему осенью и весной улицы залиты глубокой грязью".
В начале века частично замостили Крещатик и некоторые близлежащие кварталы. Соборную площадь закончили только летом 1913 года, после чего взялись за мощение улиц Александровской (нынешнего бульвара Шевченко) и Суворовской (Байды Вишневецкого). Также твердое покрытие появилось на Смелянской до вокзала, на проезде от Черкасс до Сосновки и на улице близ пристани.
Причины плохого состояния улиц были объективные: вблизи Черкасс нет залежей камней, и их приходилось возить аж из-под Городища. Городской голова не вылезал из командировок, выискивая в селах вокруг Черкасс возможности заполучить булыжник для мощения улиц.
Город еще не имел нормальных дорог, но уже мечтал об автобусе.
Кто купальни нам построит?
Кто мостовую возведет?
Кто, мудрец, уж так устроит,
Что автобус нас повезет?
Спрашивал поэт Марк Волохов. Ударение в слове "автобус" – на последний слог, помните?
Мечты об общественном транспорте – вещь понятная, ведь уже тогда Черкассы были достаточно крупным городом. Большинство народа ходило пешком. У богатых были свои экипажи или же они пользовались услугами извозчиков. Тех, кто подвозил соседей, очень уважали, но причисляли к числу "чудаков".
"Заведующего вторым высшим начальным училищем Андрея Овсиенко называли "чудаком". У него был конь и линейка. Если он ехал из Криваливки в город, обязательно кого-то брал на линейку, подвозил", – вспоминал известный черкасский краевед и фольклорист Степан Нехорошев.
Отцы города при городском голове Марке Кулеше пытались делать все, чтобы Черкассы стали более удобными для жителей. Еще в 1907 году, при предыдущем городском голове Эрасте Гаркавенко, в Черкассах появилась телефонная сеть. При Кулеше начали расширять тротуары, сооружать электростанцию и водопровод. Стараниями братьев Леонида и Владимира Житомирских начала издаваться первая в городе газета – "Черкасские отклики".
Появились и первые автомобили. Можно только представить, через какое сопротивление пришлось пройти инициаторам новшеств, чтобы добиться их введения! Когда появлялся телефон, часть депутатов городской думы возражала: "Какого черта он нам сдался? Нам по нему не ездить!". Когда лесоводы задумали провести железнодорожную ветку к станции для перевозки лесных грузов, депутаты опять-таки восстали: "Машина всех поросят порежет!".
Против мостовых возражали, потому что они, мол, побьют колеса. А когда директор сахарного завода Гаммер хотел за свой счет поставить на улице Александровской несколько фонарей, его попросили заплатить по 3 рубля с каждого столба... за право освещать город.
Вечно недовольна была и общественность: расширение тротуаров мешает ходить, канавы для прокладки водопровода – опасны для пешеходов, а автомобили своим грохотом пугают лошадей. Недовольство было вполне справедливым: в неосвещенном городе в канавы легко попадали все – от детей бедноты до депутатов городской думы. А от тогдашних лихачей, которые на ровной дороге развивали приличные скорости – 40 км/ч и выше, страдали пешеходы и гужевой транспорт.
Местная пресса постоянно давала информацию о "шалостях автомобилей": то на извозчика наскочат, то собаку переедут. Однажды на Крещатике автомобиль так напугал крестьянскую лошадку, что она, рванув, опрокинула телегу и чуть не влетела в магазин купца Кагановского, сокрушив перила окна подвального помещения. При этом пресса резонно требовала "уменьшить пыл шоферов".
Билет от вокзала до центра стоил 10 копеек, до Сосновки – 25 копеек
Одним из пионеров автомобильного движения в Черкассах была уже упомянутая госпожа Вильгельмина Юлиановна Цетнерович. В 1913 году она просила городскую думу разрешить ей заняться извозным промыслом автомобилями. Как отмечает известный черкасский краевед Василий Страшевич, с этой целью она обратилась в городскую думу с просьбой выделить ей под гаражи конюшни Первой пожарной части Черкасс на углу улиц Кавказской и Святотроицкой. Городская дума дала согласие с тем, чтобы госпожа Цетнерович ежегодно платила в казну города пошлину по 15 рублей за каждый из своих автомобилей.
Ради справедливости надо сказать, что уже вскоре Вильгельмина Цетнерович стала не единственным автоперевозчиком в Черкассах. "Черкасские отклики" писали, что между Черкассами и Смелой летом 1913 года планировалось установить "правильное автомобильное движение". Выполнять рейсы должны были два автомобиля, из которых один принадлежал компании "Пастырский, Топопольський и Заславский", а второй – предпринимателю Крыжановскому.
Из изданного в 1914 году "Альбома Сосновка" видно, что одним из основных способов заработка госпожи Цетнерович стала перевозка дачников. Летом, когда вечером в театре Яровой (нынешний кинотеатр "Салют") заканчивался спектакль, отдыхающих из сосновских дач возле театра уже ждали, кроме традиционных извозчиков, автомобили госпожи Цетнерович.
В 1913 году Вильгельмина Юлиановна, кроме автомобилей, запустила в Сосновку также два своих автобуса. Двигались они от железнодорожного вокзала по Смелянской, потом по Крещатику, потом выезжали на Дахновську дорогу и двигались до Сосновки.
"Половина дороги идет по живописному дубовому лесу, – рассказывает "Альбом Сосновка". – Очень красивый въезд в Сосновку через железнодорожный мостик линии Одесса-Бахмач, который повис на большой высоте над грандиозной выемкой".
Билет от вокзала до центра стоил 10 копеек, до Сосновки – 25 копеек. Для сравнения: извозчики за проезд от вокзала до центра брали по 30 копеек за одноконный и по 45 копеек – за пароконный экипаж. Все это было довольно дорого и доступно только состоятельным людям. Для сравнения: на сборе урожая в близлежащих селах рабочий получал 70 копеек в день, а работница – 55 копеек. По подсчетам члена Черкасской уездной управы по делам земского хозяйства Александра Чугаева, на питание такие рабочие ежедневно тратили 14 копеек. Поэтому легко понять, какие чувства испытывали бедные жители города к этим господским игрушкам – автобусам.
По сообщению "Черкасских откликов", только в начале июня 1913 года произошло два нападения жителей городских окраин на автобусы. "Крестьяне окружили автобус и с криками "Не езжай по нашему шоссе!" вилами продырявили шину, – пишет корреспондент издания. – Озлобление было вызвано тем, что крестьянские лошади пугаются автомобилей. После нападения автобус №1 несколько раз совершал рейсы в сопровождении стражников".
Впрочем, и без таких нападений с автобусами было немало дорожных эксцессов. В той же газете опубликовали фельетон уже упомянутого поэта Марка Волохова (очевидно, под этим псевдонимом скрывал себя один из издателей-братьев Житомирских), оформленный в виде школьной математической задачи: "Вес автобуса, совершающего рейсы на вокзал, равен 542 пудам 18 фунтам. Расстояние от города до вокзала 3 версты 465 саженей. Средний вес пассажира – 5 п. 20 ф. Цена билета – 10 коп. Сколько должен заплатить пассажир, если автобусные шины лопаются возле кладбища?" (речь идет о Николаевском кладбище, которое было расположено на месте нынешнего Соборного сквера).
Поездка на тогдашнем автобусе была довольно сомнительным удовольствием. Кроме известной еще со времен Николая Гоголя "подкидывающей силы мостовой", на тогдашнего жителя Черкасс неприятно влиял грохот мотора. Запахи тоже были не из лучших.
Свои впечатления от поездок на автобусе анонимный черкасский поэт передал в стихотворении "Дахновка":
О муза, дней былых подруга...
Она сказала мне: "Прощай!"
В тот самый час, как небо юга
Я променял на этот край.
Какой? И вымолвить неловко –
Не Крым волшебный, не Кавказ.
Тот край неведомый – Дахновка,
Вот тут, близ города Черкасс.
Хотите видеть, без сомненья.
Ну что ж, здесь есть и сообщенье.
И если только вы не трус,
Садитесь смело в автобус.
Признаться, прелестей в нем мало,
Но все ж промчитесь два квартала,
И коль останетесь в живых,
То продолжайте на своих...
Мы не знаем, как завершилась первая попытка установить в Черкассах автобусное движение. Очевидно, здесь так же, как и в больших городах, ее убили плохие дороги, нехватка запчастей и бензина, начало Первой мировой войны. К введению в городе общественного транспорта возвращались еще не раз. Автобус в Черкассах, казалось, погибал, но вновь и вновь возрождался из пепла.
Максим Степанов
Подяка автору за особистий творчій погляд на развиток автобусного руху в Черкасах.Величезна робота з джерелами.Стаття сподобалась.Познавати історію свого міста завжди цікаво