Как жили черкасские учителя сто лет назадТе, кто шел в народ. |
9 января 201852081 |
Сто лет назад учительская профессия в Черкассах была, как и сегодня, очень уважаемой в обществе. Но она и тогда была так же тяжелой и малооплачиваемой.
Учительский подвиг
В конце ХІХ – начале ХХ века правительство Российской империи пыталось исправить ужасную ситуацию с народной грамотностью. По данным исследователей, тогда в стране грамотными была только треть мужчин и чуть более десятой части женщин. Для сравнения: в Великобритании и среди мужчин, и среди женщин грамотность достигала 90%, в Германии – 95-97%, а в США и Франции – 88-85%.
Увы, на образование в Российской империи, как всегда, не хватало средств. Прилично оплачивали работу учителей лишь в привилегированных учебных заведениях для состоятельных мещан и дворян – гимназиях. В народных школах (начальных и средних) работали в основном энтузиасты своего дела. Как следствие – учителей всегда было мало.
Еще одной причиной медленного роста грамотности был консерватизм мышления в провинциальных уездах империи. Министерство образования подгоняло местную власть с открытием новых школ, но в городах и селах в развитии школьного дела реально никто заинтересован не был. Не сильно стремились строить новые школы и в Черкасской области. "Выяснилось, что в уезде нет ни сельских общин, ни отдельных лиц, которые пожелали бы взять на себя строительство школьных зданий, – писала в 1913 году газета "Черкасскіе отклики". – Не оказалось даже в наличии зданий, готовых для найма под устройство школ".
Известный черкасский фольклорист и автор мемуаров Степан Нехорошев, которого воспитывала черкасская учительница Вера Бубликовская, вспоминал, что родители-бедняки прямо говорили учителям своих детей: "Хотите учить – учите, но я не могу одеть, обуть ребенка, когда я сам раздет, разут". Обучение же стоило всего несколько рублей в год.
Школы Черкасс
Школы в Черкассах в конце ХІХ – начале ХХ века открывались, реорганизовывались, закрывались. Поэтому перечислять их все нет смысла. Перед революцией в городе было две государственные гимназии (мужская и женская), женская частная гимназия Самойловської, реальное училище – учебное заведение математического, технического и естественного направления, духовное училище, а также учительская семинария – что-то вроде педагогического училища. Действовали также начальные и "высшие начальные" (средние) школы для мальчиков и девочек.
Ближе к простому люду были учителя начальных и средних народных школ. Работали в этих школах в основном женщины. Чтобы учить детей, они должны были позаботиться и о том, чтобы их воспитанники могли ходить в школу – имели одежду, обувь, школьные принадлежности, по крайней мере, грифельные доски, чернильницы и бумагу. Иногда учителя оплачивали обучение в школе бедных, но талантливых учеников.
Как и сейчас, в школе работали очень разные педагоги. Поскольку большинство школьников были украиноязычными, в школах их часто пытались переучить на официальный русский язык. Особенно усердным был наставник Соборно-Николаевской школы отец Михаил Ковалев. "Старый сумасброд требует от детей знания русского языка, совершенно детям не знакомого. А что если бы его (Ковалева) заставить при синоде разговаривать по-китайски!" – возмущалась одна из учительниц.
Зато настоящими "ангелами во плоти" называли ученики учителей средних школ Антона Масловского, который раздал бедным почти все свое имущество, и Григория Гайдака, который пытался вырастить из учеников не только образованных людей, но и хороших семьянинов. Степану Нехорошеву особенно запомнился инспектор Черкасского городского четырехклассного училища Андрей Овсиенко – милый, добрый человек. "Он очень ценил свой коллектив, никогда никому не делал замечаний, он умел так посмотреть на "виновного", что тот сам начинал просить: "Не сердитесь, это не повторится!" А еще Овсиенко чуть не со слезами уговаривал директора педагогической семинарии принимать выпускников своей школы, которых он нежно называл "моими казаками". Впоследствии, в годы революции и голода, Овсиенко помогали выжить его ученики. Однако спасти учителя не смогли – он умер в январе 1918 года.
Гимназии с элитарными порядками
В гимназиях Черкасс, в отличие от народных школ, были элитарные порядки. Большинство тамошних учителей были из благородных семей, поэтому к коллегам из народных школ относились несколько свысока и дружбы с ними не водили.
Писатель Александр Лебеденко вспоминал в книге "Первая министерская", что в черкасской мужской гимназии был обычай дарить любимым учителям подарки на день рождения. Однако – не всем, а только тем, кого дети действительно уважали. "Заранее узнавали день семейного праздника педагога-любимца, устраивали складчину и с торжеством подносили серебро или торт на дому. Педагоги, которые не завоевали симпатии гимназистов, этой чести никогда не удостаивались, и гимназическое начальство не одобряло этих подарков", – вспоминает писатель.
Впрочем, приверженность молодежи завоевать было не трудно: преподавай интересно, не издевайся, не стращай отчислением, не став налево и направо плохих оценок... По словам Степана Нехорошева, один из учителей женской гимназии Самойловской, священник Димитрий, тайно курил. Узнав об этом, гимназистки начали ему угрожать, что, если будет ставить плохие оценки, все расскажут архиерею... Отец Димитрий только улыбался.
Учительский отдых и экскурсии в Италию
Жизнь школьных учителей не крутилась только вокруг работы. Среди любимых развлечений в каникулы были поездки пароходом в Киев, Екатеринослав (нынешний Днипро), просто речные прогулки. Часто ездили в Канев на могилу Тараса Шевченко, которого в Черкассах уже тогда очень почитали. Учителя реального училища, в основном евреи с университетским образованием, любили на лето ездить на море – преимущественно в Одессу.
Иногда везло выбраться за границу. Так, в 1910 году Общество помощи учительницам начальных школ отправило восемь учительниц на экскурсию в Италию. Интересно, что желающих ехать особо не нашлось – много хлопот на огороде, в поле, дома. Из Черкасс поехало три учительницы: Капитолина Гукович, Вера Бубликовская и Людмила Добровольская. Побывали в Милане, Венеции, Флоренции. А в Риме чуть не устроили "дипломатический скандал" – во время массовой аудиенции у папы Римского отказались становиться на колени. "Я народная учительница, а народная учительница не должна стоять на коленях ни перед троном императора, ни перед престолом первосвященника", – гордо сказала одна из черкасщанок монаху, который подошел сделать им замечание. После этого женщины, сами испугавшись своего поступка, спешно бежали из Ватикана и еще долго, вернувшись в Черкассы, ожидали возмездия за свое "святотатство"...
Одним из любимых среди учителей способов проводить свободное время были выезды на природу. Мужчины увлекались рыбалкой, охотой, женщины предпочитали просто поездки за город. Руководитель высшего женского начального училища Вера Хропаль любила отдыхать вместе с ученицами – вместе ездили на прогулки по Днепру, в уманскую "Софиевку", на паломничество в Красногорский монастырь под Золотоношу. Часто ездили в лес по ягоды и грибы.
А еще зимой учителя, как и интеллигенция в целом, любили собираться у кого-то из коллег, особенно у тех, кто имел пианино или граммофон. Сидели, пили чай с лимонной кислотой и ржаными сухарями, слушали классическую музыку. Учителя гимназий любили играть в карты, особенно в преферанс и "пульку".
Интересно, что среди учителей не было традиции отмечать в коллективах дни рождения. По словам Нехорошева, учителя считали, что "день рождения – это день обжорства, потом целую неделю болеешь желудком". Зато все любили вместе праздновать тогдашний черкасский "день учителя" – праздник Веры, Надежды, Любви и их матери Софии. Пили кофе, пели популярные студенческие песни, посвященные Верам, Надям, Любам и Соням. По случаю праздника кондитеры даже выпускали специальное печенье. В каждой коробке на каждом печенье – слова: "Вера", "Надя", "Люба", "Соня". Каждое печенье имело свой вкус: с ромом, с ананасом... Было также специальное соленое печенье "София" – к пиву.
В свободное время учителя много читали. Для этого специально выписывали журналы с приложениями. В приложениях – известные произведения современной литературы: Куприн, Бунин, Короленко. Любили посещать Народный дом, где любительская труппа показывала спектакли по пьесам украинских драматургов. Много учителей с красивым голосом пели в церковных хорах – например, в Свято-Николаевском соборе, который стоял на месте нынешней улицы Лазарева, где сейчас кафе "Чашка". Женщины принимали участие в благотворительных акциях.
...Старый черкащанин Степан Степанович Нехорошев, которому в 1987 году исполнилось 90 лет, со слезами на глазах записывал на страницах школьной тетради свои воспоминания о собственных учителей. Ни для кого из друзей молодости у него не нашлось столько теплых слов, как для представителей учительской профессии...
Максим Степанов
Не сильно стремились строить новые школы и в Черкасской области. "Выяснилось, что в уезде нет ни сельских общин, ни отдельных лиц, которые пожелали бы взять на себя строительство школьных зданий, – писала в 1913 году газета "Черкасскіе отклики". – Не оказалось даже в наличии зданий, готовых для найма под устройство школ".
Для справки- Черкасская область создана в 1954 году!