Молодой джазмен из Черкасс собирает мировые награды и стремится развивать музыку в Украине
30 апреля 20181463
Сфера деятельности:
музыкант
Семья, окружение
женат, есть трое детей
Акцент:
саксофон
Цитата:
Джаз – это музыка жизни
Талантливый саксофонист, дирижер, преподаватель и композитор – молодой черкасский джазмен Майк Евтушенко является представителем новой генерации музыкантов. Он открыт для мира и творчества, а главное – уверен, что джаз – это его жизнь.
Майк Евтушенко был студентом известного черкасского саксофониста Николая Евпака. Затем учился на джазовом факультете в университете искусств в Австрии, закончил там магистратуру и вернулся в Черкассы. Сейчас джазмен регулярно участвует в украинских и зарубежных джазовых проектах, преподает в Черкасском музыкальном училище и мечтает, чтобы в Украине научились ценить труд музыкантов.
Джаз – это всегда актуальная музыка
Есть множество трактовок джаза, для меня – это музыка жизни. И не обязательно речь идет о конкретном стиле. Джаз – то, что живет в твоем сердце, что тебя сегодня беспокоит, своеобразное отражение тебя в конкретный момент. В моей жизни джаз появился частично по случайности: несколько раз где-то его услышал, а потом брат подтолкнул меня послушать эту музыку. Потом во время учебы интересовался, почему музыка звучит именно так? И появилось желание глубже ее изучать.
У многих людей несколько искаженное представление о джазе. Они думают, что джазмены играют все, что им заблагорассудится, но это не совсем так. Есть определенные вещи, которые нас держат на земле – это ритм, гармония, форма произведения. Каждая песня имеет свой темп и характер, мы просто представляем ее по-своему. Все мы – разные люди, и хотя пользуемся одним и тем же языком, у каждого есть свои интонации, истории и стихи – так и в джазе.
Mike Ievtushenko Trio, "Festival Jazzwerkstatt" в городе Грац, Австрия
В Украине мы несколько однобоко воспитываем своего слушателя
Я объездил много консерваторий в Украине, общался со студентами и музыкантами, которые учились в Америке или Европе. И сделал вывод – к сожалению, пока в Украине не сформировалось джазовое обучение как программа, как институт. Поэтому я решил поступать в "University of Music and Performing Arts" в австрийском Граце. Это первый джазовый факультет, который открылся в университете Европы более 50 лет назад.
Одно из препятствий для развития джазового образования в Украине – это оплата труда. Профессионал не может получать зарплату в 30 гривен в час, это наша беда. Поэтому специалисты не хотят идти в сферу образования. Второй фактор – это общий уровень культуры, который начинается с телевидения. У нас все привыкли к караоке, а ни одного инструментального музыкального шоу на телевидении нет. Украинцы воспринимают только вокальную музыку, соответственно, мы несколько однобоко воспитываем своего зрителя и слушателя. Такая же ситуация и с радио.
Было бы классно, если бы украинцы, которые учатся за границей, возвращались домой и делились своим опытом. Собственно, я так и сделал. После обучения в Австрии я несколько лет жил там и работал. Сохранились контакты, поэтому я и сейчас регулярно езжу туда играть. В Украину вернулся, потому что мне нравится жить здесь вместе со своей семьей. Я ищу баланс – кайфую от выступлений с классными музыкантами для публики и одновременно кайфую от своей семьи и не люблю оставлять ее надолго.
Работа в Черкасском музыкальном училище не является для меня основной, это не мой "хлеб насущный". Я живу за пределами Черкасс и львиную долю этой зарплаты трачу на проезд. Но я просто люблю эту работу, люблю эту музыку и люблю, когда это кому-то интересно. У меня есть возможность преподавать, поэтому я с удовольствием это делаю.
Художественный уикенд национального радио Австрии в саду замка Эггенберг
Номинация “Лучший джазовый альбом года”
Я работаю сразу в нескольких интересных проектах. Это, во-первых, мое трио – Mike Ievtushenko Trio: я плюс Miha Koren (Словения) и Klemens Marktl (Австрия) – один из известнейших европейских барабанщиков. Мы регулярно играем с трио мою собственную музыку.
"Mereneu Project" – это нонет бразильского композитора Emiliano Sampaio, с которым мы выпустили несколько дисков. Наш последний диск выиграл в номинации “Лучший джазовый альбом года” по версии журнала “Downbeat” – это один из самых известных джазовых журналов в мире. Мы сыграли много фестивалей с этим коллективом, а полтора года назад в Бразилии делали тур для презентации альбома. Это интересный проект с интернациональным составом: в нем вместе играют музыканты из Венгрии, Италии, Бразилии, Австрии, Швеции, Испании.
Есть еще один проект с кубинским певцом Silvio Gabriel и коллективом “Cuba Libre”. Также у нас есть бэнд под названием “New Constellation” – в сотрудничестве с австрийской пианисткой Anna Doblhofer. И вдобавок есть проект “The International Band Club” – это такая сессионная платформа для музыкантов.
Профессиональные коллективы уже не делают много репетиций – максимум 1-2 перед выступлением. Все получают ноты и готовятся. А с некоторыми музыкантами мы сразу встречаемся прямо на сцене. Проводить репетиции по полгода – это роскошь. Ни у кого нет столько денег, чтобы заплатить людям за работу.
В мае и июне запланированы несколько концертов в Черкассах с "Cherkasy Jazz Quintet". Также я пишу оригинальную музыку для выступления в Австрии в мае. Это должна быть художественная акция в церкви. В этом проекте я работаю вместе с актерами, и саксофон звучит акапельно. Буду дальше развивать проекты, в которых участвую, чтобы они стали еще более яркими и качественными. Мне очень хочется, чтобы друзья из-за границы приехали в Украину, и чтобы на моей родине прозвучала музыка, которую мы играем в Европе.
Mike Ievtushenko Trio, "Festival Jazzwerkstatt" в городе Грац, Австрия
За музыку и за эмоции во время концерта нужно быть готовыми заплатить
Разница в восприятии джазовой музыки между Украиной и Европой есть. В европейских странах она существует гораздо дольше. Есть поколения, которые годятся мне в бабушки и дедушки – они выросли на этой музыке. Для них это поп-музыка, они знают все эти джаз-стандарты.
В Европе публика более требовательная, так как все очень хорошо знакомы с джазовой музыкой. У нас же люди готовы, как губки, впитывать в себя любую информацию, они более открытые и жаждущие джаза. Поэтому он и развивается в Украине в целом и в Черкассах в частности, здесь проводят масштабные фестивали, концерты. Хочется, чтобы этого становилось еще больше.
Художественный уикенд национального радио Австрии в саду замка Эггенберг
Отсутствие концертных площадок и музыкальных клубов не позволяет стремительно двигаться дальше. Я говорил со многими рестораторами в Черкассах, они этого пугаются как черт ладана. Джаз – это некоммерческая музыка, никто не делает из нее миллионы. Конечно, всем надо зарабатывать на хлеб, но это как раз не коммерция, а искусство. Джаз – позыв души, и надо просто это понимать.
Публике надо научиться с уважением относиться к работе музыкантов. Мы покупаем чашку кофе и знаем, что нам ее никто не подарит и не отдаст бесплатно. За музыку и за эмоции во время концерта мы также должны быть готовыми заплатить, не надо воспринимать, что это “на шару”. Люди тратили время на то, чтобы подготовиться, создать музыкальные произведения, в конце концов, научиться играть на инструменте и приобрести его. Это все инвестиции и время. И когда человек платит за билет, он делает свой вклад в развитие этого направления.
Есть точное выражение: то, что ничего не стоит – не имеет ценности. Хочу, чтобы в Украине люди платили за музыку и ценили ее. Музыка звучит не просто "чтобы что-то играло": музыканты работают для слушателей, а слушатели приходят к музыкантам. Когда все эти пазлы складываются – это кайф.
Фото предоставил герой публикации
Хотите подсказать нам тему статьи или новости? Напишите ее на почту нашему редактору и +100500 к карме вам гарантировано!