Черкасский академический театр кукол - Наша 'кукольная' история...

Наша "кукольная" история...


  • Дата: 15 декабря 2016, 16:55

День рождения театра, то есть день Первой премьеры, пришелся на 7 ноября 1965 года. Все, кто попал тогда в Черкасскую областную филармонию увидели спектакль "Роза Карпат" по одноименному рассказу Пьера Гамарра.

Сначала театр приобретает статус "Черкасский театр кукол на полном самообеспечении при городском Дворце пионеров". Статус областного театр не получил сразу из-за количественного порога народонаселения, то есть для этого количество жителей молодого областного центра должно была бы достигать 150 000 человек. Основатели театра – Алла и Владимир Мальцевы, выпускники Ленинградского педагогического института им. В. Герцена, художественно-графического факультета.

Ими была сформирована и подготовлена профессиональная действенная трупа, разработаны оригинальные системы и конструкции игровых кукол, освоен репертуар из семи разнообразных по форме спектаклей.

Результаты их творческих поисков наиболее заметны в оригинальном и неожиданном применении текстуры и цвета отделки куклы, ее обобщенной формы, приобретали отчетливых признаков условности, "искусственности", сказочности.

Кроме ежедневной производственной деятельности (гастролей по Черкасской области, впоследствии – по Полтавской и Сумской, и подготовки новых спектаклей), жизнь студийцев полна событиями человеческого и гражданского взросления – они устраивают вечера поэзии (в частности, посвященные творчеству Осипа Мандельштама), после долгих морозных километров в открытом грузовике слушают скрипичные концерты Паганини и Моцарта в исполнении музыканта коллектива Наны Фельдмана (музыкальное сопровождение спектаклей происходил под "живую" скрипку), демонстративно посещают, ради солидарности, пустые залы кинотеатров на дневных, то есть – заведомо непосещаемых, сеансах "Теней забытых предков" Сергея Параджанова.

27 сентября 1970 года театру, несмотря на прохладное отношение здешних "госмужей от культуры", все же придают статус государственного областного и это становится настоящей неформальной победой молодого творческого коллектива.

В 1972 году местные чиновники таки заставляют супругов Мальцевых оставить театр и для художников начинается длительная дорога испытаний. Вместе с лидерами-основателями театр оставляет и значительная часть коллектива. Вскоре, все они получат высшее художественное образование, найдут свою точку приложения творческих усилий на широких просторах 1\6 планеты, а их жизнь обретет содержательность и смысл.

"Тасовка" чиновничеством от 1970 года "кадровой колоды" театра оставляет на поверхности несколько заметных имен. Среди них режиссеры Азалия Романенко, Валерий Бугаев, художники Н. Коваленко, В. Короленко, Михаил Сапожников, Павел Ткаченко. Наконец, в 1974 году, оборудуется новая команда, которую возглавляют директор Раиса Михайленко, главный режиссер Валерий Бугаев и главный художник Андрей Курий. Начался новый театр.

11 лет в Черкассах – самый плодотворный и оригинальный период в творческой жизни режиссера Валерия Бугаева.

Здесь им были созданы спектакли, способные к убедительному эстетическому противостоянию с доминирующей эстетикой "традиционного", "ширмового" театра тростниковой куклы, одержаны первые победы на фестивалях, полученное почетное звание "Заслуженный артист Украины".

"Белая Роза" Белы Юнгера и "Мэри Поппинс" за Памелой Трэверс навсегда войдут в творческую копилку как Черкасского, так и театра кукол Украины, вообще.

В 1981 году режиссер оставляет театр, чтобы принять более солидный – Днепропетровский.

В том же году главным режиссером был назначен Владимир Долгополов, ученик профессоров Михаила Королева (ЛДИТМИК) и Владимира Нелли (КИТМ им. И. Карпенко-Карого), который успел прославиться в Ровенском театре кукол аншлаговым спектаклем для взрослых "И-Го-Го" Евгения Сперанского.

Черкасский театр получил еще несколько стабильных, творчески-содержательных лет. Последовательная работа Владимира Федоровича по укреплению труппы и репертуара, высокие художественные задачи в спектаклях и концертных номерах оказывали ощутимое сопротивление "периферийности" и "местечковости", в волнах которых так легко утонуть областным театрам Украины...

1986 года Владимир Долгополов принимает предложение Министерства культуры СССР учредить и возглавить Астраханский областной театр кукол (Россия), которое успешно реализует, оставив Черкасский театр наедине с местными "знатоками".

Александр Ткаченко, Валентина Петрова, Валентина Балицкая. После интерната приходят Елена Петрова и Татьяна Помогаева. Алла Провоторова (Малышева) – сразу после школы, благодаря заметной роли в художественной самодеятельности. По конкурсу, окончив десять классов, попала в театр Александра Лабина. Чуть позже – Евгений Роговенко. Вместе с Алексеем Бессмертным, они сыграют в свое время ведущие роли в легендарной бугаёвской "Мэри Поппинс". Ольга Стужук, ребенком увидев спектакль театра в родном селе, впоследствии переехала в Черкассы, чтобы стать актрисой. Ей удалось блестяще сыграть несколько главных ролей.

С 1971 года служит актрисой Анна Панова, творческие работы которой теперь уже трудно и перечислить, но многоликая ведьма из "Белой Розы" осталась ее любимой.

Среди тех, кто был призван к труппы Валерием Бугаёвым – выпускники Днепропетровского государственного театрально-художественного колледжа: Надежда Гаманова (ныне – заслуженная артистка Украины), Галина Кондратская, Нина Владимирская, Василий Завгородний, Людмила Балабанова. В то же время, театр, как и всегда, "оглядывался" вокруг в поисках ярких личностей.

Показательный пример этому – актриса Нина Сухенко, которая свою первоначальную профессиональную подготовку проходила одновременно с созданием ведущих ролей репертуара (Джейн из "Мэри Поппинс", Белая Роза из одноименной пьесы Белы Юнгера), а уже впоследствии получила профессиональное образование в Ярославлском высшем театральном училище им. Ф. Волкова (Россия).

Тамила Синегуб, Валентина Петрова, Мила Кисленко, Евгений Роговенко... О мастерстве и азарте "стариков" в театре и до сих пор ходят легенды.

Благодаря новому директору в театре зазвучали новые, молодые имена режиссеров: Александра Кузьмина, Ярослава Грушецкого, Оксаны Дмитриевой, Николая Шустова, Натальи Семеновой; художников: Карины Чепурной, Ларисы Воробьевой, Виктора Соколова, Светланы Сафроновой, Сергея Гаркавенко, Виктора Козуба, Ирины Филипповой; композиторов: Игоря Гайденко, Елены Холт, Евгении Марчук, Сергея Кулинича.

Появились свежие актерские таланты – Ольга Мельник, Елена Муллер, Антонина Кашнер, Андрей Безъязычный, Александр Быстрый, Николай Король, Денис Лагунов, Юрий Мяус.

Новенькая "прибавка" к "старых бойцов" Анны Пановой, Василия Завгороднего, Ирины Филипповой, Натальи Фисенко, Марии Ребяковой позволила составить основу будущей труппы. Был проведен капитальный ремонт помещения, закуплены новые, рентабельные и комфортные, транспортные единицы.

А в творческом багаже труппы, которую возглавил художественный руководитель Ярослав Грушецкий, появились вечерние спектакли для взрослого зрителя: "Осторожно, Красная шапочка!" по песням Александра Вертинского, "Русалочка" по Хансу Кристиану Андерсену, "Открыто" Славомира Мрожека режиссера Натальи Семеновой, "Наталка Полтавка" Ивана Котляревского.

Театр начали узнавать и любить, признаком чего стало тривиальный вопрос, слышанное время от времени у входной двери: "Нет ли лишнего билета?"

В короткий срок коллектив сумел сделать невозможное – из глухого провинциального угла превратиться в неформальный культурный центр города и завоевать статус академического.

Сегодня он участник многочисленных международных фестивалей, а главный художник театра Карина Чепурная в 2011 году стала открытием и фаворитом Всеукраинской выставки художников-сценографов театра кукол, победительницей конкурса благотворительного фонда "Развитие Украины", вместе с Ивано-Франковским академическим театром кукол, в котором по ее эскизам, была осуществлена масштабная постановка "Цахес" Ярослава Стельмаха по произведению Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

История постановок театра насчитывает более 160 спектаклей... Кроме режиссеров, художников, композиторов, это еще работа талантливых, упорных рук скульпторов, художников-бутафоров, конструкторов игровых кукол, декораторов, швей.

Информация взята с сайта http://teatrlalek.info/

Комментарии