Эффект Макаренко, или о чем забывают современные учителяКак негатив учителей влияет на психику и здоровье школьников? |
28 февраля38160 |
Повышение голоса, занижение оценок, пренебрежительное отношение и даже брань. Этим грешит немало педагогов. Недавно в Черкассах прогремел скандал с учительницей английского языка Натальей Макаренко. Опытный специалист пренебрегла принципами известного однофамильца – педагога Антона Макаренко. Зато один из родителей хорошо знал права своего ребенка, поэтому возник конфликт. Учительницу уволили, в школе продолжается ссора, школьницу травят. Эта история – повод вспомнить о принципах выдающегося педагога и влиянии на детей негатива от учителей.
Всестороннее развитие детей Антон Семенович видел в сочетании физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. И рассуждал так: "Ответственность перед детьми – это ответственность перед историей, потому что сегодняшние дети – это завтрашняя история, завтрашнее будущее человечества".
Предлагаем подборку самых распространенных "педагогических" промахов. Об их последствиях мы расспросили у Виктории Гуро, психолога, тренера "Мастерской детского лидерства" Центра развития семьи "I’M family".
Повышение голоса, крик
От психолога: "Крик взрослых усиливает раздражение ребенка, рост гнева. В таких случаях возможны нервные срывы у родителей, учителей, детей. Если ребенок не может ответить криком на крик, даже, если он что-то натворил, то он подавляет в себе злость. Последняя впоследствии может проявиться агрессивным поведением: разрушением пространства, причинением вреда людям, сверстникам и т. п. Также злость и гнев на взрослых, которые повышают голос на ребенка, может вызвать появление психосоматических проблем, заболеваний сердечно-сосудистой системы, нарушений работы иммунной системы и даже психические расстройства. Криком можно напугать ребенка и спровоцировать логоневроз. Кроме того, взрослые, которые кричат, учат ребенка бояться, а страх может вызвать желание скрывать от взрослых свои эмоции и чувства. В результате этого дети становятся жестокими во взрослом возрасте.
Крик – это форма защиты от определенных обстоятельств или людей. В критических ситуациях он помогает спасти жизнь, но в других – это язык безысходности и страха перед обстоятельствами. Когда взрослый срывается на крик перед ребенком, это говорит о его слабости и неумении управлять своими эмоциями. Привычка повышать голос вообще разрушает человека и уничтожает личность".
Макаренко: "Воспитание детей – легкое дело, если оно происходит без нервов, на основе здорового, спокойного и веселого образа жизни. Где воспитание без напряжения, там оно удается".
Унижения, оскорбления, пренебрежительный тон разговора
От психолога: "Из-за такого поведения ребенок учится не уважать других, в том числе и взрослых. У него формируется неадекватная самооценка, происходят нарушения психики. Возможен взрыв эмоций, неконтролируемая агрессия, как самозащита. Публичное унижение достоинства формирует у ребенка равнодушное и жестокое отношение к себе и окружающим. На физическом уровне такое общение может привести к появлению психосоматического ожирения или сахарного диабета".
Макаренко: "Ваше поведение – решающая вещь. Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент. Малейшие изменения в тоне ребенок замечает и чувствует, все обороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями".
Безразличное, прохладное отношение
От психолога: "Равнодушие вызывает равнодушие. А еще – чувство обиды. Равнодушие ребенок воспринимает как нелюбовь к себе, что в свою очередь вызывает заниженную самооценку в будущем, неумение достигать успеха, чрезмерную аутоагрессию, а это путь к уничтожению психического и физического здоровья и ребенка, и взрослого. Через прохладность со стороны педагогов возможны нарушения поведения в социуме: ребенок начинает привлекать внимание неадекватными действиями. Все эти переживания могут привести к заболеваниям раком, сахарным диабетом, вызывать кожные реакции и тому подобное".
Макаренко: "Как можно больше требований к человеку, но в то же время и как можно больше внимания к нему".
Занижение оценок, несправедливость
От психолога: "У ребенка формируется неадекватное отношение к учителям, неуважение, злость, равнодушие и игнорирование людей. Дети, подростки и даже дошкольники очень хорошо понимают понятие "справедливо/несправедливо". Поэтому несправедливое или необъективное оценивание со временем спровоцирует отсутствие желания учиться вообще, отвращение к людям и миру".
Макаренко: "Если мало способностей, то требовать отличной учебы не только бесполезно, но и преступно. Нельзя заставить учиться хорошо. Это может привести к трагическим последствиям".
Выдающийся педагог считал, что научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно. Виктория Гуро также отмечает, чтобы дети в будущем были успешными и могли создать здоровые семьи, которые формируют общество, стоит думать о своем поведении и формах выражения своих желаний и эмоций. Крик, гнев, злость, обида – это неадекватная форма воспитания, говорит специалист, это нелюбовь к своим же детям, разрушение своего же будущего. Если мы любим себя, стоит запретить себе кричать и сердиться, а найти другой способ общения с будущими взрослыми.
Какие законы защищают права детей?
- Конституция Украины
- Семейный Кодекс Украины
- Закон Украины "Об охране детства"
- Конвенция ООН о правах ребенка
Ирина Гришко