10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать

Знаете ли вы, в каком уникальном городе живете?

19 сентября 20176686437
'10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать'

Черкассы – это не просто город на Днепре в самом центре Украины. За долгие века своего существования он может поведать множество интересных историй... 

Происхождение названия поселения "Черкассы" неизвестно, эту историю до сих пор сопровождает множество версий. Название города, известного с XIII века, связано с этнонимом "черкассы". Тогда этим словом называли всех украинцев наши соседи, в частности татары и русские. Какие еще интересные факты скрывает черкасская история, читайте дальше.

Оборонное чудо

10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать
10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать

В 1482 году крымско-татарский хан Менгли Гирей со своей десятитысячной ордой захватили 11 городов от Киева до Житомира, оборониться удалось лишь Черкассам. Когда не удалось взять город, хан со своим войском, которое в разы превышало украинское, вернулся в Крым.

Опередил свое время

10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать
10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать

Еще за 20 лет до создания Запорожской Сечи  староста черкасских земель Остафий Дашкевич представил литовскому сейму проект защитных сооружений на берегу Днепра, которые впоследствии воплотили в жизнь в виде самой могущественной казацкой республики.

Пропавший замок

10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать
10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать

500 лет назад центром нашего города был сквер Богдана Хмельницкого, где мы сегодня проводим романтические прогулки с видом на Днепр. Раньше же это было выгодное место для обороны, там располагался большой деревянный замок с четырьмя башнями. Это место называлось Замковая гора.

Точное расположение крепости до сих пор вызывает споры, по одной версии, замок был на месте современного Холма Славы, по другой – в сквере Богдана Хмельницкого. Со стороны города крепость была открытой, а вот со стороны Днепра оставалась неприступной. По меньшей мере 7 укрепленных замков существовали и менялись в Черкассах в разное время. Строили защитные сооружения из дерева и земли, поэтому они часто разрушались и восстанавливались.

Черкасское "Бородино"

10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать
10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать

"Москва спаленная пожаром французам отдана"... В истории нашего города также есть свое "Бородино", когда во время битвы с поляками в XVII веке победители сожгли Черкассы.

Копия моста 

10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать
10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать

У черкасского моста через дамбу есть точная копия, которую изготовили на случай войны. Если бы мост взорвали, его можно было бы сразу собрать и заменить "запасным". Остатки конструкции какое-то время "догнивали" в Золотоноше. Длина металлического моста в Черкассах – 1172 метров, ширина – 7 метров, а максимальная глубина под мостом – 15 метров.

"Понастроили"

10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать
10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать

В середине XIX века (примерно 1840-е годы) в Черкассах был только один каменный дом, а в городе проживало всего 9230 людей. К концу века количество населения выросло до 29 тысяч человек.

Прорыв в стратосферу

10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать
10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать

В Черкассах родился один из первых советских стратонавтов – Яков Украинский. Он спроектировал легкий скафандр для полетов в стратосферу и первым сфотографировал Землю при помощи инфракрасных лучей. Погиб вместе с командой во время полета на стратостате.

А где же трамвай?..

10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать
10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать

Еще до начала Первой мировой войны в Черкассах хотели построить самую современную на то время трамвайную линию. Проект заморозили из-за начала войны. Трамвайную колею хотели проложить от Сенного базара (район улицы Седова) до Сосновки по обе стороны бульвара Шевченко (тогда Александрийского бульвара). В 1914 году для трамвайных путей даже построили первую в городе электростанцию. В Черкассы завезли шпалы, рейки и другое необходимое для строительства оборудование. Из-за Первой мировой, а позже гражданской войны шпалы растянули на дрова, а другое оборудование ушло на нужды сахарного завода.

Одна из 20-ти в мире

Фото – http://haidamac.org.ua/
Фото – http://haidamac.org.ua/

На территории водоканала стоит высокая водонапорная башня. Это уникальный памятник архитектуры – одна из первых в мире гиперболоидных конструкций. Чрезвычайно легкая стальная ажурная водонапорная башня построена по проекту известного изобретателя и инженера Владимира Шухова. Из 200 конструкций инженера в мире сегодня сохранилось не больше двадцати. По мнению исследователей наследия Шухова, черкасская башня сохранилась лучше, чем другие конструкции, и является одной из самых высоких.

Появилась башня в Черкассах более 100 лет назад, чтобы обеспечить город питьевой водой и защитить жителей от эпидемии холеры. Во время Второй мировой войны башня была разрушена и повалена на землю, восстановили исторический памятник после освобождения города. В течение 62 лет конструкция выполняла свою роль.

Город-спутник

10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать
10 фактов про Черкассы, которых вы могли не знать

У Черкасс могло появиться поселение-спутник "Черкассы-2" с населением около 120-180 тысяч человек. В 1970-х годах население города начало активно увеличиваться, поэтому было решено разработать проект по строительству крупнейшего микрорайона. Построить новый район планировали на намытых островах в треугольнике "Панское – Благодатное – Чеховка", а с основным городом соединить при помощи моста. Смета моста в 1984 году составила 117 милионов рублей. "Черкассы-2" даже внесли в генеральный план. Но в результате от замысла отказались: Черкассы начали строить в юго-западном направлении. После распада Советского Союза первый мэр Черкасс хотел возродить проект, но его не поддержали из-за нехватки средств.

Хотите подсказать нам тему статьи или новости? Напишите ее на почту нашему редактору и +100500 к карме вам гарантировано!
Комментарии
  • Фото

    А чому немає хто автор статті? Вона стала народною?

  • Фото

    А ще в Черкасах була сувенірна фабрика

  • Фото

    Ще згадую, що на митниці був якийсь військовий завод-так його називали- там комплектували якесь військове обладнання на базі автомашин ЗИС-157 з кунгом. Завод був перевезений здається на Урал, бо попадав теж під затоплення при створенні водосховища.

  • Фото

    Был такой завод номерной.Мой отец там работал зав.кадрами.

  • Фото

    "так називали українців"))))))). Да понятия такого не существовало, как украинцы))) И прекрасно понимаете, что нет такого украинского слова "Черкассы". Это иностранное слово.

    найпростіша й активно підтримувана істориками (зокрема Василем Татищевим та Олександром Рігельманом) версія, про те, що назва напряму походить від одного з етнонімів адигських народів[5];
    доволі оригінальна версія тлумачення етноніму черкаси, яку можливо підлаштувати під теорії заснування міста Черкаси в домонгольський період, — від осетинського зооетноніма черкасоги — «орли», що потім дало початок таким окремим етнонімам, як «черкаси» та «касоги»;
    також від тюркізмів виходить і Олександр Знойко, стверджуючи, що назва «черкаси» походить від чири киши або чири кисі, що означає «люди сили» або «люди армії». Це тлумачення повністю доводить ідеї тюрксько-слов'янського єднання в боротьбі проти половців у домонгольський період[6].

  • Фото

    А что было раньше на Гоголя,337, напротив Центра занятости???

  • Фото

    А ще в Черкасах була тютюнова фабрика, яка давала робочі місця з гідними зарплатами багатьом черкащанам. Ключове слово "була", завдяки місцевій владі, котра відмовила іноземним інвесторам у розширенні фабрики, вимагаючи за це хабара. На що інвестори, не довго розмірковуючи, не тільки полишили ідею розширення фабрики, а й перенесли з Черкас всі виробничі потужності існуючої фабрики в інше місто.

  • Фото

    То, мабуть, і на краще. З дитинства пам"ятаю сморід з "Табачки."

  • Фото

    Моя мама там пропрацювала 17 років й досі живе навпроти. Сморід накривав, пам'ятаю, весь центр. Правильно зробили, що закрили, як, до речі, і в Києві, де зараз живу.

  • Фото

    Правильно закрыли.Это отрава народу.Не курю.

  • Фото

    Люблю своє місто, але хотілося б , щоб воно ставало цікавишім, щоб влада більше приділяла уваги зовнішньому вигляду , сучасному оновленню.Прикро чути, коли гості міста дивуються, що брудно, мало зелені, і т.д....

  • Фото

    Також в Черкасах була фабрика яка випускала перламутрові гудзики.В Дніпрі і на сьогодні багато відповідних перлинець.

  • Фото

    Машинкою висверлювали з ракушок кружечки,а потім полірували їх...

  • Фото

    "Фабрика"-то голосно сказано, це була невеличка артіль, розташовувалась на Митниці (тодішня Митниця-це частина міста в поймі Дніпра, яка попала під затоплення при створенні водосховища), в дитинстві я ще застав купи відходів її діяльності у вигляді просверлених раковинок перлівок.

  • Фото

    Точно, я теж їх знаходив на березі Дніпра біля пагорба Слави.

  • Фото

    А ще,в Черкасах була шоколадна фабрика!

  • Фото

    Очень интересные и познавательные факты!!! 🎉

  • Фото

    просто шикарно я люблю свой город

  • Фото

    На сколько я помню историю , Москву сожгли сами русские

  • Фото

    москву палили всі кому не ліньки було. монголи, татари, поляки, українські козаки тощо.

  • Фото

    Недопалили...

  • Фото

    Гарна у міста історія

  • Фото

    Цікаво,а який бік займали мешканці під час громадянської війни ?

  • Фото

    Про Холодний яр чули ?

  • Фото

    А Черкаси того, що ще за Олега тут поселили вихідців із Кавказу, побратимів Олега. Їх тоді черкасами називали

  • Фото

    черкесами, а не черкасами

  • Фото

    Та ні, якраз черкасами.Вони носили довгі чуби з деревяним шариком на кінці.Це на випадок, щоб пораненого або вбитого можна було витягнути з гірської річки.Це мені розказував 80-літній дід у 1955 році в курені на друому березі Дніпра. Тоді водосховища ще не було

  • Фото

    интересные факты

  • Фото

    Справді, не все знали!)

  • Фото

    класна інформація

  • Фото

    копия огромного моста гниющая в золотоноше, трудно представить сколько ж места он занимает!!!

  • Фото

    Его уже лет 15 назад сдали в металлолом. А места он занимал немного, потому что был в разобранном виде.

  • Фото

    Між іншим, черкаський міст-останній в Європі клепаний міст

  • Фото

    а трамвая шкода

  • Фото

    Дякую! Цікаво!

  • Фото

    Просто удивителен наш город.Только надо его любить не на словах,а и стараться держать в чистоте и порядке и выбирать правильных мэров.

  • Фото

    Правильный мэр - очень относительное понятие, к сожалению.