Талантливый человек должен быть одаренным во всем. Музыка, поэзия, театр – все, за что берется этот полный вдохновения парень, удается ярко и со вкусом. Одно из последних его творений – экспериментальный спектакль "Мосты" по произведениям Сергея Жадана – вызвал в Черкасском драмтеатре большой резонанс среди зрителей и стал успешным дебютом Сашка в качестве режиссера.
Музыка – штука тяжелая
Заниматься музыкой начал где-то в 7-м классе. Тогда я нашел на шкафу старую дядину гитару и начал учиться играть. Мама пыталась отговаривать, но меня затянуло. Сначала играл на этой, а потом захотел электронную гитару. Впоследствии с другом собрались в группу, играли в моем родном городе Золотоноша. Там я даже некоторое время работал музыкальным руководителем в доме культуры.
Мне нравится разная музыка. Но настоящими музыкальными образцами для себя считаю группы "Друга ріка", "The All-American Rejects" и легендарные "Muse". Их альбомы заслушиваю просто до дыр, ведь у этих людей можно научиться необычайным вещам.
Музыка – это довольно тяжелая штука. Для нее нет возраста. Это естественный процесс. Если ты хочешь слушать определенную композицию или музыканта, ты будешь это делать, независимо от того, сколько тебе лет. Поэтому бесполезно говорить о расширении возрастной категории слушателей группы "Сонце в кишені". Мы просто играем, не ставя себе цель понравиться слушателям какого-то конкретного пола или возраста. Все получается само собой.
Пишу не о ком-то, а о любви
Стихи пишу со школы. Правда, тогда их и поэзией сложно было назвать, сейчас страшно читать то, что писал тогда. Хотя я и сейчас почти всегда недоволен тем, что написал, иногда перечитываю и думаю: "Где была моя голова в тот момент?". Некоторые читатели говорят, что пишу в стиле, похожем на творчество Сергея Жадана. Если это действительно так, это наивысшая похвала для меня.
Поэзия рождается, когда мне плохо. Когда в жизни все хорошо, ничего не пишется. Иногда удивляюсь, когда знакомые девушки говорят, что знают, кому посвящен тот или иной стих. Я сам этого не знаю! Мне нравится фраза из спектакля "Среди грома и тишины" (документальная история о В. Симоненко): "Я не писал о ней, я писал о любви". Она лучше всего характеризует и меня в творческие моменты.
Не могу сконцентрироваться на каком-то конкретном человеке и посвящать стихи ему, образы в моей поэзии абстрактные. В творчестве вообще ничего не делаю для кого-то, все складывается само собой: пишу, потому что получается, играю на гитаре, потому что умею, занимаюсь режиссурой, потому что хочу.
Сашко Демешко (фото – Александр Рыбалка)
Мечтаю о революции в театре
Когда поступал на факультет режиссуры, я не до конца понимал, что это. Интересовался театром, но не фанатично. Во вкус вошел в период обучения, почувствовал это искусство, полюбил его, понял, что хочу заниматься именно этим делом.
В Черкасском музыкально-драматическом театре я работаю… бесплатно, меня так и не приняли на работу. Есть определенные моменты и противоречия с руководством. Но я вижу свое режиссерское будущее только в Черкассах. Не представляю себя в любом другом месте. Уверен, что именно здесь я смогу проявить себя наилучшим образом. Если бы только мне дали это сделать...
Я мечтаю о революции в театре. В моем понимании – это новый, современный репертуар, который побуждает думать. Украинская классика – это, конечно, хорошо, но она не должна составлять 80% репертуара театра. Это классно, это хочется видеть, но не в таком количестве, как у нас в Черкассах.
Будущее – за экспериментальными, необычными спектаклями! И в нашем театре есть такие. Чего стоят "Такая любовь", "История о человеке, с которым случилась история", "Мизантроп", "Двенадцатая ночь, или что захотите"! Хороших спектаклей у нас гораздо больше. Считаю, что репертуар стоит формировать так, чтобы спектакли не надоедали зрителю, чтобы их хотелось смотреть еще и еще.
У меня есть мечта, которая кому-то может показаться сумасшедшей. Я ужасно хочу поставить на сцене нашего театра масштабную историю о Дракуле: музыкальный спектакль без слов. Сама по себе история Дракулы чрезвычайно интересная, раскрыть ее – истинное наслаждение для режиссера. Для осуществления этой мечты нужна действительно большая сцена.
Сашко Демешко
"Мосты" между художественным советом и зрителями
Мою дебютную режиссерскую работу "Мосты" могли и не показать в черкасском театре. Художественный совет очень долго не хотел выпускать спектакль на сцену. По их мнению, это был полный неформат, который не подходит для Черкасс. Кое-кто из художественного совета заявлял даже, что этот спектакль будет показан в театре только "через его труп". В конце концов, за три дня показа "Мостов" этот человек так и не пришел на постановку.
Открытой критики никто из коллег-актеров не высказал, хотя я был готов к этому. Да, иногда слухи доходят, что мне не дано быть режиссером. Однако многим из тех, кто смотрел спектакль, понравилось. А когда я видел, сколько людей приходило в каждый из трех дней, то понял, что все это было не зря. Любая эмоция зрителя, понравилось ему или не понравилось, свидетельствует о том, что мы с коллективом сработали правильно.
Когда готовили "Мосты", произошла просто-таки скандальная история. Придя на репетицию, в фойе второго этажа, где, собственно, и должен былпроходить мой спектакль, я увидел странную инсталляцию. На стуле стояло надкушенное яблоко, над ним – петля из веревки, которая была задействована в постановке, и записка: "Забронировано! Для того, кто мог, но… не захотел". Что это значит, и кому было адресовано – не знаю.
Зритель должен влюбиться в тех, кто воплощает роль на сцене. Этот критерий был для меня главным в выборе актеров для "Мостов". Сначала, когда я только писал инсценировку, думал о совсем других исполнителях. Но именно в то время молодые актеры Анна Владович и Николай Мусатов, которые сыграли главные роли в спектакле, приехали к нам в театр на прослушивание. Я их увидел и понял: вот они! Правда, после прослушивания оказалось, что у нас в театре нет вакансий актеров, поэтому на работу им бесполезно надеяться.
Я – очень скромный человек. Никогда себя не буду хвалить или ждать похвалы от кого-то. Ведь все, что я делаю – не ради денег или славы, а ради людей. Если люди ходят на наши концерты, пришли на мой спектакль, читают мои стихи, значит, им это нужно.