Марианна Бабецкая училась в Черкасском национальном университете имени Б. Хмельницкого на кафедре "Туризма и гостинично-ресторанного дела". Случайно узнала, что авиакомпания "МАУ" проводит набор бортпроводников, прошла собеседование и теперь она – стюардесса. Каждый раз новые знакомства, путешествия и неожиданные графики.
Бортпроводники "МАУ" должны отвечать определенным требованиям: иметь приятный внешний вид, уметь общаться на трех языках (русский, украинский, английский), завершить обучение по степени бакалавр или специалист, иметь украинское гражданство, загранпаспорт... И очень важный критерий – состояние здоровья, а также отсутствие татуировок и пирсинга на видных местах.
Прежде чем подписать контракт, мы проходим полный медицинский осмотр. В этой профессии очень важно быть абсолютно здоровым. Если у потенциального работника нашли искривленную носовую перегородку, придется сделать операцию. К счастью, мне никаких операций делать не пришлось. Также нужно следить за своим здоровьем и внешним видом. Среди профессиональных заболеваний самое распространенное – варикозное расширение вен из-за постоянной работы “на ногах” и перепадов давления.
Большинство стюардесс МАУ – это молодые девушки, некоторые из них, конечно, идут в декрет. В авиации девушки уходят в декрет раньше, чем в других сферах, из-за неблагоприятных условий для развития ребенка. И еще приятный плюс в моей работе – отпуск, который может длиться до 56 дней в году. Заманчиво, не так ли?
Обучение на бортпроводника длится около двух месяцев. Сначала осваиваем теоретическую базу, затем – практическое обучение, то есть полеты с инструктором. После 30 часов работы на самолете мы сдаем своеобразный экзамен – заключительный рейс, если все прошло успешно – Министерство инфраструктуры выдает удостоверение бортпроводника. Кстати, официальное название моей профессии – именно бортпроводник, а стюардесса – “народное” название. Наша униформа патриотического желто-синего цвета. Бортпроводникам выдают юбки, брюки, пиджак, джемпер, блузки, значки, шарфики, пуховики и плащи. Старшие бортпроводники получают кожаные перчатки желтого цвета, в которых встречают пассажиров.
Экипаж самолета состоит из двух пилотов и от 3 до 8 бортпроводников, в зависимости от размеров самолета. В команде могут быть как мужчины, так и женщины, но в основном это женщины. Карьерный рост в профессии – из обычного рядового бортпроводника стать старшим бортпроводником, а потом инструктором, обучать тех, кто хочет связать свою жизнь с авиацией.
Моя команда каждый раз новая. Приходя на рейс, я не знаю, с кем лечу. Может случиться, что это кто-то из предыдущих рейсов, но обычно это новые лица. Коллеги могут быть из разных уголков Украины: Луганск, Донецк, Львов, Ивано-Франковск, многие из Борисполя и Киева. Чтобы сработаться, перед полетом проводят брифинг, поэтому у нас есть немного времени, чтобы познакомиться. На совещаниях пилоты рассказывают, что будет в рейсе, какая погода и ожидается ли турбулентность.
Нас готовят к различным внештатным ситуациям. Порой случается некорректное поведение пассажиров, например, в состоянии сильного алкогольного опьянения. Это особенно актуально для чартерных рейсов, которыми люди летят на отдых. Также встречается хамское поведение, конечно, мы находим подход к таким личностям. Но если остановить человека не можем – "снимаем" с рейса, в основном за пьянство и курение, ведь это очень опасно. Нас предупредили, что за 90 секунд самолет может полностью сгореть.
Мы не только красиво ходим и раздаем чай. На самом деле у бортпроводника немало обязанностей. Первый и самый главный – обеспечение безопасности в полете. Мы проверяем самолет и аварийное оборудование перед каждым рейсом, чтобы убедиться, что пассажирам ничего не угрожает, и они будут безопасно осуществлять перелет. Еще одна часть работы – сервис: прием всех средств обслуживания пассажиров (питание, оборудование, посуда), ведение накладных и собственно обслуживание. Может казаться, что мы ничего не делаем, но на самом деле мы совмещаем в себе бухгалтера, кассира, официанта, психолога, медика и пожарника. Бортпроводники подготовлены к ситуациям, когда человеку может стать плохо, и знают, как оказать помощь. Как по мне, самое главное в нашей работе – встречать пассажиров самолета, как своих гостей. Стараемся, чтобы у людей после перелета остались только приятные впечатления!
График нестабильный: у нас могут быть полеты каждый день, могут быть через день. Жить по такому графику несложно, мне нравится, что не чувствуешь рутинность. Я могу прилететь утром и улететь следующим вечером. Но есть правило – в сутки нам не ставят два рейса. Для планирования и составления расписаний у нас есть специальная программа для смартфонов. Официально выставляют график на месяц, но он может меняться. Когда-то я пришла на один рейс, а полетела совершенно в другой. Время вылета также разное: и днем, и ночью, могу проснуться на работу в два или четыре часа ночи. Может казаться, что перелеты проходят быстро, но не всегда. Помню, рейс начался в час ночи и закончился в 12 дня.
Путешествия – самый большой плюс в работе стюардессы. Все бортпроводники, которые знают английский на уровне выше среднего, отправляются в украинские и международные рейсы. Я “побывала” в европейских столицах: Лондоне, Риме, Париже, Берлине. Правда, к сожалению, мы не выходили из самолета. Это был разворотный рейс: пассажиры выходят, мы готовим самолет, заходят другие люди, и летим обратно. Останавливались в Азербайджане, Казахстане, Грузии, Белоруссии. В таком случае экипаж заселяют в отель, оплачивают проживание и питание. Чтобы познакомиться с городом, у нас есть полдня. Хватает времени, чтобы увидеть что-то новое, попробовать национальные блюда, приобрести сувениры, на больше просто не хватает сил. Где погулять и на что посмотреть, узнаю от коллег, которые уже там бывали. Через некоторое время нас будут учить работать на большем самолете "Боинг 767", на нем отправимся в дальние рейсы: США, Дубаи, Бангкок и Коломбо.
Бортпроводникам не нужно делать визы, если они находятся в стране менее 24 часов. Поэтому я без визы, а просто с загранпаспортом. Но в дальние рейсы, например, в Нью Йорк – виза нужна. Для работников компании есть скидки около 90%. Таким сервисным билетом можно воспользоваться только один раз в году, ты летишь пассажиром, и можешь взять билеты для своих ближайших родственников. Я еще не использовала такую возможность, но уже есть планы, очень хотелось бы сделать им такой подарок!
Фото предоставила героиня публикации
Галина Мазур