Что важно для ресторана? Кухня и сервис? Да. Но часто ли вы возвращаетесь в заведения, где расставлены неудобные диваны, шатаются стулья, а до столов нужно тянуться всем телом?
Евгений Черней – основатель черкасской компании "Фабрикант". Именно команда "Фабриканта" изготовила мебель для многих популярных черкасских заведений: “Yoshi”, “Паприка”, “Оскар”, "La Cosa Nostra", “Servant”, “Faro del porto”, “Чашка”, “Буба Хинкальная”, “Миллениум”, “Reflection”. Также на счету "Фабриканта" – реализованные проекты ресторанов в Киеве, Одессе, Чернигове и Славянске; мебель для сети кинотеатров "Мультиплекс" во всех областных центрах Украины; уникальный совместный проект с канадской компанией по интеграции технологий виртуальной реальности в кресла для кинозалов.
О первом бизнес-опыте
В течение 7 лет я работал в минской дизайнерской студии, именно там я научился всем тонкостям мебельного производства. Мой бизнес в Украине начался с детской мебели. Я разработал реалистичный диван для малышей в возрасте 1,5 – 3 лет. Попробовал продать – не получилось. Начал искать варианты партнерства и обратился к известному украинскому производителю – компании "Snite". К моему удивлению, они пошли навстречу, и где-то через год моя продукция насчитывала уже около двух десятков изделий – я создавал целые коллекции мебели для "Snite". Это был первый бизнес-опыт.
Фото Сергея Черкасова
Когда мы получили заказ от сети "Мультиплекс", в компании "Фабрикант" работало три человека. Нам нужно было спроектировать кресла с электрическим приводом для кинозалов. Было сложно, но мы это сделали. Разработали механизм "реклайнер", который при помощи пульта управления откидывает спинку в положение "полулежа" и добавляет дополнительную подставку под ноги. Первая партия кресел вышла – мы поняли, что все возможно. Но дальше было еще сложнее.
Один из первых заказов ресторанной мебели – арт-кафе "Паприка". Знаковый проект, который вывел нас в сегмент "выше среднего" и "вип". Тогда мы еще арендовали большой гараж, к нам приезжал клиент на красивом дорогом авто и очень громко ругался. Его требования к мебели были вполне обоснованными: когда ты садишься на диван – ты должен чувствовать абсолютный комфорт. Мы дорабатывали образец несколько раз, были и минуты отчаяния. Но это был единственно верный путь. "Правильный" клиент всегда приходит с запросом: "Я готов платить и платить много, но я хочу качественную мебель".
Требовательные сложные заказчики помогают развиваться и выходить на новый уровень. Если бы "Фабрикант" тогда не прошел этот путь, я не уверен, что сейчас компания существовала бы в том виде, в котором мы ее знаем. Новые клиенты приходили по рекомендации. Удивительно, но это работало суперэффективно: наши клиенты дальше рекомендовали “Фабрикант” своим друзьям и знакомым.
О проектах, которые больше всего запомнились
“Фабрикант” вместе с канадскими партнерами изготавливал кресла для кинотеатра "Мультиплекс" в ТРЦ "Караван". Перед нами поставили задачу – интегрировать в приводные кресла нашей разработки систему “5D” канадской компании "D-Box" (канадцы создают оборудование для виртуальной реальности). В итоге должны были получиться суперреалистичные кресла с разными эффектами – движением, вибрацией и т. д. В проекте принимали участие три страны – Канада, Украина и Казахстан (ребята писали ПО). Нам пришлось переработать эргономику кресел по принципу конструкции спорткаров. Во время киносеанса предполагалось очень много движений кресла, поэтому тело человека должно было "сидеть" как влитое. Мы единственные в Украине и странах СНГ совместили технологии "D-Box" и кресла с электромеханизмом.
Думаю, наша визитная карточка – это ресторан "Сыто-Пьяно Italiano" в Киеве. Это большой классный ресторан, который проектировала талантливая дизайнер Этери Цинцадзе. Компания "Фабрикант" изготавливала всю мебель для этого заведения. У Этери особый стиль работы: она не пользуется компьютерными программами, поэтому мы получали только наброски, очень редко в них были указаны хоть какие-то цифры и параметры. Этери часто путешествовала, и процесс согласования деталей длился долго. Это были девять ооочень интересных месяцев. Но в итоге получился шикарный проект.
Создание предмета мебели с нуля – длительный процесс. Ты создаешь образец, тестируешь его, переделываешь – и так несколько раз. Есть очень сложные в плане конструкции и технологий заказы. Например, с момента начала работы над огромным деревянным столом для "Сыто-Пьяно Italiano" размером 6*1,5 метра до финального выпуска изделия прошло целых 3 месяца. Работа над одним стулом может длиться около месяца - все зависит от идеи и факторов, которые нужно учитывать в производстве. Например, мебель для нового ресторана "Yoshi" в Киеве на 180 посадочных мест мы создавали достаточно долго. Это заведение, расположенное недалеко от посольства Японии в Украине, будет обслуживать дипломатов, сотрудников и гостей посольства. Поэтому в работе над мебелью учитывалось множество факторов, в том числе этнический.
О бетоне, металле и текстиле в дизайне
Как в нашу жизнь пришла мода на "бородачей", так в дизайн HoReCa пришла мода на бетон. Из бетона делают барные стойки, элементы декора и даже столешницы обеденных столов. Материал довольно спорный, но очень трендовый. Бетон сильно подвергается воздействию окружающей среды. Он достаточно хрупкий, с ним сложно работать. Его функционал довольно ограничен. Если на бетон случайно разлить любую жидкость, кроме воды, она отпечатается на поверхности. Собственникам часто приходится реставрировать такие предметы. Но в заведениях, выполненных в стиле лофт, он выглядит очень стильно и органично.
Второй тренд – металлические каркасы в стульях. Дизайнеры хотят, чтобы стулья были легкими и невесомыми. Для производственных предприятий это непростая задача. Серия дешевых стульев на металлических каркасах в интерьере не смотрится. Изготовить стул с нуля, чтобы изделие смотрелось достойно и отвечало концепции – дорогая затея.
Формы упрощаются, уходит резьба, обилие деталей. Это направление можно охарактеризовать так: "лаконично, но не просто". В этой кажущейся простоте кроется очень сложная проработка идеи. Если изделие получается действительно крутым – значит, над ним хорошо поработали и дизайнер, и производитель.
Все чаще в ресторанах используют нестандартный текстиль. Если раньше заведения традиционно придерживались однотонных тканей и неярких цветов, то сегодня многие используют разноцветный текстиль: немного легкомысленные подушки яркого цвета, совсем "не ресторанные" цвета – розовый, салатовый. В интерьере это смотрится очень интересно.
"Конфликт" между дизайнером и производителем
Раньше инструментом дизайнера был карандаш и наброски, а сейчас – сайты-конструкторы. Там можно взять бесплатно или купить 3D-модели столов, стульев, кресел для проекта. В конструкторе дизайнер подбирает предметы, которые он "видит" в пространстве, находит 3D-модель и хочет, чтобы ее выпустили. Но производителю это создает огромные сложности.
Возьмем, к примеру, небольшое киевское кафе на 30 посадочных мест. При этом, по проекту дизайнера, там должно быть 8 разных видов стульев. Возникает вопрос – кто все это будет призводить? Если бы продукция лежала на складе – проблемы не было бы. Позвонил, заказал, получил. Но такие изделия существуют только в виде 3D-моделей, и дизайнеры обращаются к нам, местным предприятиям, чтобы их произвести.
Создать уникальный стул, как и любой другой предмет, и выпустить его – это большие затраты времени и денег. Нужно проектировать, пробовать, менять. А таких стульев в кафе всего несколько штук. Соответственно, какой должна быть цена изделия, если заложить в него все затраты? Дизайнерский уникальный стул стоит 1,5-2 тысячи евро. К нам же обращаются с просьбой сделать то же самое за 200 евро. Предположим, мы выпустим такой продукт. Но очень велика вероятность, что он больше никому не понадобится. Тратить много энергии и ресурсов на создание единицы продукции, которая выпустится в 4 экземплярах и забудется, это непродуктивно. Такая мебель должна стоить тысячу евро.
О любимых заведениях
Для меня в ресторане важно все. Начинаю с экстерьера – обращаю внимание на расположение, входную группу, вид из окна, внешнее оформление, вывеску. Зайдя внутрь, оцениваю интерьер и мебель. Слушаю, насколько "громкое" заведение, обращаю внимание на запахи. Если прихожу во второй раз, конечно, больше всего внимания – на кухню и сервис.
Из черкасских ресторанов, над которыми работали коллеги, мне импонирует ресторан "Форест". Обстановка, растения, нестандартное не рядное расположение мебели, зонирование – там действительно ощущаешь себя ближе к природе.
Обожаю рестораны Одессы: они южные, немного наглые, немного меланхоличные – очень особые. Заведения Львова ориентированы на туристов, поэтому мне больше нравится Ивано-Франковск. Там не так много ресторанов, но среди них есть уникальные заведения – настоящие семейные кафе, в которых чувствуешь себя как дома.
Фото героя публикации