Неизвестная история черкасской дамбы

Как строили черкасскую дамбу и мост?

13 июня 2017131526
'Неизвестная история черкасской дамбы'

Ежедневно через черкасскую дамбу длиной 13,5 км проезжает около 13 тысяч автомобилей. Она загибается красивой дугой через Днепр, спасает все прибрежные города от весенних паводков и является домом для единственного в стране поселения на мосту – Панского. Когда Днепр в районе нашего города был таким капризным и стихийным, что без плотины переправа через реку возле Черкасс была квестом. Строительство дамбы тоже обросло легендами и мифами. И недаром, ведь она – самая длинная в нашей стране.

Чтобы перебраться через Днепр, сегодня достаточно сесть в автомобиль или автобус. А раньше, в XX веке, надо было дождаться парома. Берег был илистым и заболоченным, с большим количеством озер и болот. Каждую весну река разливалась и заливала всю долину, формируя то "черкасское море", которое мы видим сейчас. А иногда вода стояла аж под днепровскими склонами, покрывала всю территорию современной Мытницы и плескалась под современным Холмом Славы. Второй берег заканчивался аж у золотоношского холма, возвышении при въезде в город.

Черкасщане каждое лето находили на старом месте новый малоизвестный берег, с перемещенными пляжами и островами. Паромная переправа через реку была лишь в районах сел Сокирно и Змагайливка. Последнюю создал настоятель Мотронинского монастыря (тогда мужского) Мельхиседек Значко-Яворский в XVIII веке. Сейчас это место – район в восточной части города.

Крестьяне переправлялись в Черкассы на рынок через реку в районах паромных переправ. Бедные жители городка Драбов стали жертвой исторической игры слов – они были от переправы дальше всего, поэтому должны были первыми сесть на паром, чтобы успеть добраться домой. Все это понимали и даже пропускали их. И когда кто-то пытался попасть на переправу мимо очереди, люди спрашивали "Ты дурак или из Драбова?", имея в виду – ты просто эгоист, или тебе действительно очень нужно?

Александр Костырко
Александр Костырко

В конце XIX века проложили железную дорогу возле села Крутьки. Село имеет такое название, потому что все возле него крутились, искали проход к реке через город Золотоношу, до пристани "Красная". Оттуда можно было возить дерево на черкасский завод по узкоколейке. В 1912 году построили железную дорогу через Днепр. Эта дорога соединила два берега, здесь были маршруты Черкассы-Порт и ст. Бобринская-Черкассы-Порт. В 1912 году проложили мост и соединили со станцией в Черкассах.

Когда началась Первая мировая война, по Днепру возвели деревянные мосты для переправ. Такой мост пробыл в Черкассах до 1941 года, вплоть до взятия города. Потом снова была паромная переправа, далее построили железнодорожный мост с насыпью. Когда создали Черкасскую область и Кременчугское водохранилище, появилась дамба, какой мы знаем ее сейчас.

Олег Толкушин
Олег Толкушин
геральдист, председатель Черкасского геральдического общества
 

Черкасская дамба – самая длинная в стране

Кременчугскую ГЭС начали строить в 1954 году. Оказалось, что с появлением Кременчугского водохранилища уровень Днепра поднимется на 4 метра, и надо будет поднять деревянный мост на 4 метра. Чтобы не упасть лицом в грязь, а мостом – в Днепр, местная власть загорелась планом построить что-то величественное и огромное. Так появилась идея черкасского моста и дамбы.

В 1956 году на место строительства приехала "гастрольная" и на то время легендарная организация "Мостопоезд-473", которая возводила мосты по всему СССР. Летом 1959 года начали монтаж металлических частей, а уже в 1960-1961 году построили автодорогу по дамбе, которую подсыпали к уже существующей железной дороге и протянули до 15 километров.

Стоимость одного только проекта моста составляла около 32 тысяч рублей. Точные цифры всего строительства документы не указывают, поскольку сумма расходов постоянно менялась: то надо было заказать новые конструкции, то что-то доделать, то заказать водолазов для подводных обследований. Только шесть из десяти пролетов моста стоили почти 9 миллионов рублей, заплаченных днепропетровскому заводу. Тяжелые многотонные конструкции возили на место буксирами и понтонами. Из архивной переписки становится понятно, что из-за природных условий порой случались аварии: однажды несколько сотен тонн металла оказались в воде.

Фото – www.skyscrapercity.com
Фото – www.skyscrapercity.com
Длина металлического моста около 1172 м, ширина – 7 м. Мост имеет судоходные пролеты – третий и четвертый, шириной 100 м и высотой 12,5 м. Максимальная глубина под мостом – 15 м, максимальная в Днепре – 28 м.

Много волокиты было и с покраской моста. Красили его, как считало партийное руководство, слишком медленно, хотя над этой задачей работало около 80 рабочих. Там, где проступала ржавчина, требовали снимать краску и ржавчину и перекрашивать еще раз. Мост на открытии должен был сиять, как новая копейка. "Мост непокрашенным в эксплуатацию принят не будет" – грозятся официальные архивные письма к "Мостопоезду". Очевидно, была цель обязательно догнать и перегнать план.

В результате всех усилий мост построили по тогдашним передовым технологиям и с использованием самых современных материалов, он имеет 10 пролетов, гидроизоляционную подложку. Плотина имеет длину около 15 км. Здесь проходит железнодорожная колея. Две чашечки, залитые естественными озерами – излюбленное место рыбаков. А еще они являются достопримечательностью, какой была природа затопленных сел Черкасщины – на чашечках образовались озера, обросшие лугами.

На плотине находится единственный в стране поселок на мосту – Панское, где до сих пор живут люди.
Фото – Влад Жарин
Фото – Влад Жарин

Ремонт

Во время строительства срок эксплуатации моста с нагрузкой в 3 тысячи машин в сутки определяли на 50 лет, сейчас же нагрузка – 13 тысяч автомобилей в сутки. Бетонные плиты уже "пенсионеры" – они рассчитаны на 50 лет и при значительно меньшей нагрузке. Не только в количественном, но и качественном: через город постоянно едут многотонные автомобили.

Поэтому вскоре черкасскую дамбу и мост через Днепр ждет ремонт, который нельзя предотвратить, даже несмотря на боязнь городских властей и черкасщан. Ремонт продлится 4 месяца и начнется 19 июня. Двигаться по мосту можно будет только в период с 6:00 до 9:00, а также с 16:00 до 19:00 каждый день. В эти пропускные часы передвигаться по мосту смогут только автомобили специального назначения и рейсовые автобусы, всем остальным придется объезжать через Канев и Кременчуг. Параллельно будет осуществляться ремонт дамбы протяженностью 12 километров.

Виктория Черемис

Хотите подсказать нам тему статьи или новости? Напишите ее на почту нашему редактору и +100500 к карме вам гарантировано!
Комментарии
  • Фото

    Стаття поверхнева. Клепаний тому, що трофейний. Так розповідали будівничі дамби...

  • Фото

    Відправляю ссилку аерофотознімків Люфтваффе 1943 р. Черкас.
    http://warfly.ru/?lat=49.452950&lon=32.066603&z=12

  • Фото

    "Водолази для підземних обстежень" 🤔. По поводу деревянного моста через Днепр, - я видел снимки аэрофотосъемки Люфтваффе от 1943 года г. Черкассы. Там было видно три моста через Днепр. Первый - ж/д на месте нынешнего; второй - возле Долинны Роз; третий - деревянный в районе речного порта вел на остров, а с острова на другой берег.

  • Фото

    Іще. Це останній у Європі КЛЕПАНИЙ міст!

  • Фото

    що ви маєте на увазі під словом "клепатий"?

  • Фото

    Всі мости зараз будують з допомогою зварювання, раніше деталі скріплювались заклепками. Так от черкаський міст-останній в Європі, який збудований по дідівській технології , з допомогою заклепок